Перейти к основному содержанию
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Дополнительно
Гарнитура шрифта:
Интервал между буквами:
  Войти на сайт Обычная версия
Вы здесь: ГлавнаяПресс-центр Новости и событияРазрешительная система на осуществление деятельности в Антарктике

Разрешительная система на осуществление деятельности в Антарктике

21 января 2011 г

В последние годы в отечественных и зарубежных средствах массовой информации неоднократно публиковались сведения о том, что деятельность Российской антарктической экспедиции (РАЭ) по осуществлению проникновения в подледниковое озеро Восток проводится без согласования и учета мнения международного антарктического сообщества. В связи с этим, необходимо дать комментарии по поводу таких некомпетентных замечаний.

1 октября 1991 года в г. Мадриде (Испания) правительственными делегациями Консультативных Сторон Договора об Антарктике был принят Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике (Мадридский Протокол). По принятому в Системе Договора об Антарктике регламенту подобный акт международного права вступает в силу только после официальной государственной ратификации таких документов. В Российской Федерации Мадридский Протокол был ратифицирован Федеральным законом от 24 мая 1997 г. № 79-ФЗ «О ратификации Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике». В свою законную силу этот документ вступил весной 1998 г. на XXIII Консультативном совещании по Договору об Антарктике (КСДА) в г. Тромсе (Норвегия). Согласно основным положениям Мадридского Протокола Антарктика была объявлена международным природным заповедником, предназначенным для мира и науки (статья 2). Этот акт международного права наложил на всех участников Договора серьезные ограничения в осуществлении деятельности в Антарктике, в связи с необходимостью обеспечения всесторонних мер по охране окружающей среды региона. Статьей 8 Мадридского протокола определено, что любой вид правительственной или неправительственной деятельности в Антарктике может осуществляться только при условии предварительно разработанной Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) предполагаемого вида деятельности. Статья 1 Приложения 1 «Предварительная стадия» Мадридского Протокола определила, что заявляемая деятельность в Антарктике в обязательном порядке подлежит предварительному рассмотрению в соответствии со специально разработанными национальными процедурами. В целях реализации этих пунктов Мадридского Протокола, в Российской Федерации были разработаны и опубликованы два Постановления Правительства Российской Федерации: от 18 декабря 1997 г. № 1580 «Об обеспечении выполнения положений Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике» и от 11 декабря 1998 г. № 1476 «Порядок рассмотрения и выдачи разрешений на деятельность российских физических и юридических лиц в районе действия Договора об Антарктике». Первое из этих постановлений указывает, что любая деятельность российских физических и юридических лиц в Антарктике осуществляется исключительно на основе специально оформленных Разрешений, выдавать которые уполномочена Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Второе Постановление определяет порядок подготовки Заявки на осуществляемую деятельность, перечень необходимых документов, важнейшим из которых является Оценка воздействия заявляемой деятельности на окружающую среду Антарктики (ОВОС) и порядок рассмотрения этих документов. Для реализации цели образована Межведомственная Комиссия по рассмотрению заявок на деятельность российских физических и юридических лиц в районе действия Договора об Антарктике и выдаче заключений по ним.

Любой новый вид деятельности, к которому, безусловно, относится проникновение в подледниковое озеро, должен иметь Всестороннюю ОВОС, которая предполагает, заявляемый вид деятельности будет иметь более, чем незначительное или ограниченное по времени воздействие, подготавливается. Такая Оценка должна включать подробное описание самых разнообразных параметров окружающей среды, технологии осуществления деятельности, ее влияние на окружающую среду, необходимость осуществления такой деятельности, описание альтернативных подходов и т.д.

Ранее нами уже описывалось представление Российской Федерацией, начиная с 2001 года, на КСДА информационных материалов и различных вариантов Всесторонних ОВОС по проекту отбора проб из слоя поверхностных вод подледникового озера Восток через глубокую ледяную скважину 5Г. Все Всесторонние ОВОС по регламенту Мадридского Протокола в обязательном порядке должны представляться на заседаниях Комитета по охране окружающей среды (КООС), который действует исключительно в структуре очередных КСДА. Первоначальная Всесторонняя ОВОС, по требованию международного сообщества, может быть дополнена и расширена заявителями и в очередной раз представлена в форме Пересмотренной Всесторонней ОВОС. После получения очередных замечаний членов сообщества на этот вариант документа и подготовки заявителем подробных ответов на подобные замечания, готовится Заключительная Всесторонняя оценка. Согласно правилам процедуры Российской Федерации Разрешение на осуществление любого вида деятельности в Антарктике выдается только при условии представления специально разработанной ОВОС на заявляемый вид деятельности. В связи с тем, что наша страна подробно ответила на все замечания международного антарктического сообщества в отношении Пересмотренной Всесторонней ОВОС по отбору проб воды из озера Восток, в 2010 г. была подготовлена Заключительная Всесторонняя ОВОС на вышеназванный проект. Этот документ, вместе с копиями отчетов КСДА и рабочих документов, представленных Российской Федерацией на этих совещаниях были преданы на рассмотрение Межведомственную Комиссию по рассмотрению заявок на деятельность российских физических и юридических лиц в районе действия Договора об Антарктике и выдаче заключений по ним. В строгом соответствии с принятым в нашей стране регламентом, который полностью согласуется с требованиями актов международного права в Системе Договора об Антарктике, 23 ноября 2010 г. руководителем Росгидромета было выдано Разрешение № 067 на осуществление отбора проб воды поледникового озера Восток. Разрешение действует до 1 марта 2012 года. Пункт 6 статьи 3 Приложения 1 Мадридского Протокола определяет, что Заключительная Всесторонняя ОВОС направляется всем Сторонам Мадридского Протокола не позднее чем за 60 суток до осуществления заявляемого вида деятельности. Английский перевод Заключительной Всесторонней ОВОС на отбор проб поверхностных вод из подледникового озера Восток был направлен всем членам КООС 30 ноября 2010 г. Реальное проникновение в водный слой озера через глубокую ледяную скважину 5Г может осуществиться при самых благоприятных сценариях развития не ранее начала февраля 2011 г., т. е. в абсолютном соответствии с требованиями Мадридского Протокола. Таким образом, Россия осуществляет свою деятельность в Антарктике в самом строгом соответствии с существующими требованиями международного антарктического сообщества, поэтому критики российского проекта могут, в лучшем случае, предпринимать меры по пересмотру принятых правил процедуры Системы Договора об Антарктике.

За прошедшую неделю, в период с 12 по 19 января 2011 г. буровой отряд 56-й сезонной РАЭ на станции Восток продолжил плановые работы по осуществлению бурения льда озерного происхождения с отбором ледяного керна в стволе глубокой ледяной скважины 5Г-2. Было выполнено 25 буровых рейсов, получено 11 метров нового ледяного керна. На утро 19 января забой скважины находился на отметке 3696 метров. Следует констатировать, что среднесуточная скорость буровой проходки значительно сократилась с 3,5 м/сутки до 1,6 м/сутки. По мнению руководителя бурового проекта профессора Н.И. Васильева данное обстоятельство связано с увеличением вязкости заливочной жидкости на забое скважины за счет постоянного увеличения давления. В результате, в работе циркуляционной насосной системы, обеспечивающей обмыв резцов буровой коронки от ледяного шлама (стружка льда), возникает недостаток рабочего давления, который приводит к значительному уменьшению эффективности ледяного бурения. В настоящее время исполнителями работ предпринимаются определенные технические решения для ликвидации этой проблемы. В любом случае, необходимо понимать, что бурение льда на таких глубинах не выполнялось никем в мире и все возможные технические проблемы приходится устранять исполнителям работ непосредственно на месте без использования чьего-либо опыта либо консультаций из других организаций.

К началу страницы