Перейти к основному содержанию
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Дополнительно
Гарнитура шрифта:
Интервал между буквами:
  Войти на сайт Обычная версия
Вы здесь: ГлавнаяПресс-центр Новости и событияПрезидент России Дмитрий Медведев подписал Климатическую доктрину Российской Федерации

Президент России Дмитрий Медведев подписал Климатическую доктрину Российской Федерации

18 декабря 2009 г

Климатическая доктрина представляет собой систему взглядов на цель, принципы, содержание и пути реализации единой государственной политики Российской Федерации в отношении изменений климата. Стратегической целью политики Российской Федерации в области климата является обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации, включая институциональный, экономический, экологический и социальный (в т. ч. демографический) аспекты развития в условиях изменяющегося климата и возникновения соответствующих угроз и вызовов. В апреле 2009 года Климатическая доктрина была одобрена Президиумом Правительства Российской Федерации.

Согласно Климатической доктрины, основными принципами политики Российской Федерации в области климата являются:

  • глобальный характер интересов Российской Федерации в отношении изменений климата и их последствий;
  • приоритет национальных интересов в разработке и реализации государственной политики в области климата;
  • ясность и информационная открытость политики Российской Федерации в области климата;
  • признание необходимости действий как внутри страны, так и в рамках полноправного международного партнерства Российской Федерации в международных исследовательских программах и проектах;
  • всесторонность учета возможных потерь и выгод, связанных с изменениями климата — предосторожность при планировании и реализации мер по обеспечению защищенности человека, экономики и государства от неблагоприятных последствий изменений климата.

Основными задачами политики Российской Федерации в области климата являются:

  • укрепление и развитие информационной и научной основы политики Российской Федерации в области климата, включая всемерное усиление научно-технического и технологического потенциала Российской Федерации, обеспечивающего максимальную полноту и достоверность информации о состоянии климатической системы, воздействиях на климат, его происходящих и будущих изменениях и их последствиях;
  • разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации к изменениям климата;
  • разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат;
  • участие в инициативах международного сообщества в решении вопросов, связанных с изменениями климата и смежными проблемами.

Основные направления политики Российской Федерации в области климата включают:

  • развитие нормативной базы, правовое обеспечение и организацию государственного регулирования в области изменений климата;
  • развитие экономических механизмов, связанных с реализацией мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
  • научное обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
  • кадровое обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
  • информационное обеспечение разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат;
  • международное сотрудничество в области разработки и реализации мер по адаптации и смягчению антропогенного воздействия на климат.

Значительная часть территории Российской Федерации находится в области максимальных (как наблюдаемых, так и прогнозируемых) изменений климата. Происходящие и ожидаемые изменения климата, в первую очередь негативные последствия этих изменений, оказывают существенное воздействие на социально-экономическое развитие страны в целом, жизнь и здоровье ее граждан.

К отрицательным последствиям ожидаемых изменений климата для Российской Федерации относятся, в частности: повышение риска для здоровья (увеличение уровня заболеваемости и смертности) некоторых групп населения; рост повторяемости, интенсивности и продолжительности засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений, случаев опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы — в других; повышение пожароопасности в лесных массивах; деградация вечной мерзлоты с ущербом для строений и коммуникаций в северных регионах; нарушение экологического равновесия, вытеснение одних биологических видов другими; распространение инфекционных и паразитарных заболеваний; увеличение расходов электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной части населенных пунктов. К возможным положительным последствиям ожидаемых изменений климата, с которыми связан значительный потенциал эффективного отраслевого и регионального экономического развития, относятся, в частности: сокращение расходов энергии в отопительный период; улучшение ледовой обстановки и, соответственно, условий транспортировки грузов в арктических морях, облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения; улучшение структуры и расширение зоны растениеводства, а также повышение эффективности животноводства (при выполнении ряда дополнительных условий и принятии ряда мер); повышение продуктивности бореальных лесов.

К преимуществу Российской Федерации, по сравнению со многими странами и регионами Земли, относится более высокий адаптационный потенциал страны в целом, который обеспечивают: большие размеры территории; наличие значительных водных ресурсов; относительно небольшая доля населения, проживающего на территориях, особо уязвимых к изменениям климата.

Исключительное, по сравнению с другими странами, разнообразие и масштабы изменений климата регионов Российской Федерации и его последствий для окружающей среды, экономики и населения является естественным следствием больших размеров территории и большого многообразия природных условий.

Реализация доктрины предполагает разработку на ее основе федеральных, региональных и отраслевых программ и планов действий.

К началу страницы