Перейти к основному содержанию
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Дополнительно
Гарнитура шрифта:
Интервал между буквами:
  Войти на сайт Обычная версия
Вы здесь: ГлавнаяПресс-центр Новости и событияО начале работ 56-й Российской Антарктической экспедиции

О начале работ 56-й Российской Антарктической экспедиции

3 ноября 2010 г

Вечером 9-го ноября от причала Петербургского контейнерного терминала Морского порта г. Санкт-Петербурга в свой очередной рейс по программе 56-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ) отправился флагман отечественного исследовательского флота — научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» Арктического и антарктического НИИ Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). На борт судна в Петербурге сядут 108 полярников (72 человека — участники зимовочного состава 56-й РАЭ и 36 человек — сезонного состава). В начале декабря к ним в южно-африканском Кейптауне присоединятся еще около 60-ти специалистов, прибывающих в этот порт рейсовыми самолетами. Капитан судна — известный полярный судоводитель, капитан дальнего плавания Валерий Александрович Викторов. В конце октября с. г. он привел НЭС «Академик Федоров» в родной порт на берегах Невы, успешно завершив программу арктического рейса.

На борту судна находится материально-техническое снабжение российских антарктических станций Мирный, Восток, Прогресс и Новолазаревская, включая топливо, продовольствие, расходные материалы, запасные части, техническое оборудование и приборы, а также необходимые приборы и оборудование для проведения сезонных исследований на этих станциях и полевых базах Молодежная, Дружная-4 и Союз, авиатехника Владивостокского предприятия «Авиалифт», транспортная техника и прицепные устройства для проведения внутриконтинентальных санно-гусеничных походов, строительные материалы и оборудование для возведения нового зимовочного комплекса на станции Прогресс. Доставляемые в Антарктиду грузы должны обеспечить бесперебойное автономное пребывание экспедиционного персонала на протяжении более 12 месяцев. По пути следования и на переходах между антарктическими станциями и полевыми базами специалистами будут выполняться попутные научные исследования по изучению различных природных процессов в океане, атмосфере, озоносфере и ионосфере нашей планеты, а также гидрографический промер.

НЭС «Академик Федоров» совершит два плавания в антарктические воды (декабрь 2010г — февраль 2011г. и февраль — апрель 2011г.) с кратковременным заходом в порт Кейптаун для пополнения судовых запасов, отправки на Родину части зимовщиков 55-й РАЭ и приема на борт еще одной партии зимовщиков 56-й РАЭ. Общая продолжительность рейса составит 178 суток, возвращение судна в Санкт-Петербург запланировано на 6 мая 2011г. Операции 56-й РАЭ начались еще 29 октября, когда из аэропорта Пулково в Кейптаун вылетел транспортный самолет Ил-76ТД, пилотируемый экипажем под руководством заслуженного пилота-испытателя, Героя Российской Федерации, Рубена Татавосовича Есаяна для организации в ноябре 2010г. — феврале 2011г. одиннадцати межконтинентальных полетов из Кейптауна на ледовый аэродром российской станции Новолазаревская по международной авиационной программе DROMLAN. В этот же день на рейсовых самолетах в чилийский город Пунта Аренас вылетела группа участников 56-й РАЭ для выполнения работ на российской станции Беллинсгаузен. Проект программы научных наблюдений и работ 56-й РАЭ в 2010–2012 гг. 27 октября с. г. был заслушан и одобрен на заседании Коллегии Росгидромета. В работе экспедиции будут принимать участие представители 18-ти научно-исследовательских и научно-производственных организаций, представляющих Росгидромет, Роснедра, Роскадстр, Роскосмос, Росавиацию, Минобороны России, Российскую академию наук. Численный состав экспедиции составляет 120 человек сезонного и 110 человек зимовочного состава без учета экипажей морских и воздушных судов, а также строительной группы, работающей на станции Прогресс по договору. Начальниками 56-й сезонной и 56-й зимовочной РАЭ назначены опытные полярники Владимир Александрович Кучин и Евгений Петрович Савченко, многократно принимавшие участие во многих экспедициях в Арктике и Антарктике.

В конце декабря к экспедиции присоединится научно-исследовательское судно «Академик Александр Карпинский» Полярной и морской геологоразведочной экспедиции Роснедр (г. Ломоносов). Научно-техническая служба этого судна будет выполнять геофизические исследования структуры осадочного чехла в восточной части моря Уэдделла. Их коллеги — геологи и геофизики из вышеназванного геологоразведочного предприятия продолжат комплекс исследований недр в горах Принца Чарльза и на Земле Мак-Робертсона. Руководителем этих работ назначен известный полярный геолог Владимир Федорович Ильин.

К наиболее интересным новым направлениям исследований и работ по программе 56-й РАЭ следует отнести:

  • гидробиологические исследования живых организмов в прибрежных районах о. Кинг Джордж с применением легководолазной техники на станции Беллинсгаузен, выполняемые специалистами Зоологического института (РАН, г. С-Петербург);
  • установка и ввод в эксплуатацию второй автоматической станции дифференциальной коррекции параметров орбит спутников отечественной навигационной системы ГЛОНАСС на станции Новолазаревская. Эти работы выполняются специалистами предприятия «Российские космические системы», (г. Москва). Первая подобная станция начала работать в феврале 2010г. на станции Беллинсгаузен;
  • выполнение гидрографических промеров с помощью многолучевого эхолота, установленного на борту НЭС «Академик Федоров» в июне 2010г. на подходах к российским антарктическим станциям;
  • продолжение бурения последних 100 метров льда в глубокой скважине на станции Восток с возможным осуществлением проникновения в водный слой подледникового озера. Буровые операции осуществляются под руководством заведующего кафедрой бурения скважин Санкт-Петербургского Горного института, профессора Николая Ивановича Васильева.

В программе работ 56-й РАЭ примут участие ученые из Белоруссии и Германии. Российские исследователи будут выполнять свои работы с использованием экспедиционной инфраструктуры национальных антарктических программ США, Италии и Южной Кореи.

Обеспечение деятельности внутриконтинентальной станции Восток будет выполнено с помощью двух санно-гусеничных походов по трассе Прогресс-Восток-Прогресс и полетов самолета DC-3 ВТ67 «Bassler». Кроме того, запланировано выполнение трех специализированных научных санно-гусеничных походов по изучению глубинного сейсмического строения котловины подледникового озера Восток, изучение подледникового коренного рельефа во внутренних районах Антарктиды и геодезических измерений горизонтальных и вертикальных движений ледника.

К началу страницы