Перейти к основному содержанию
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Дополнительно
Гарнитура шрифта:
Интервал между буквами:
  Войти на сайт Обычная версия
Вы здесь: ГлавнаяПресс-центр Новости и событияНаблюдения с борта атомных ледоколов дают уникальную информацию об изменениях ледяного покрова в высокоширотной Арктике

Наблюдения с борта атомных ледоколов дают уникальную информацию об изменениях ледяного покрова в высокоширотной Арктике

22 июля 2011 г

Когда говорят об уменьшении количества морских льдов в Арктике, обычно оперируют их площадью. Однако объективным показателем является изменение массы дрейфующих льдов, для определения которой нужно знать пространственное распределение толщин льда. Космические и авиационные методы не обеспечивают необходимую точность наблюдений. Атомные подводные лодки являются не самым доступным инструментом для исследователей. Наиболее надежным являются прямые измерения, которые могут выполняться с использованием научных судов и атомных ледоколов.

Начиная с 1990-ых годов, атомные ледоколы ежегодно в летний период осуществляют туристические рейсы к Северному полюсу, пересекая при этом зону действия Трансарктического дрейфа, обеспечивающего вынос дрейфующих льдов через пролив Фрама в Атлантику. Кроме того, НЭС «Академик Федоров» совершило несколько высокоширотных плаваний в различные районы Арктики. Плавание ледоколов осуществляется, как правило, по маршруту п. Мурманск — архипелаг Земля Франца-Иосифа — Северный полюс — п. Мурманск (см. рисунок).

Наблюдения с борта судов выполняют ученые ААНИИ с использованием специализированной аппаратуры, которая обеспечивает измерения толщины льда в автоматическом режиме и с необходимой точностью. Полученные видеоматериалы обрабатываются с помощью прикладного программного обеспечения, разработанного специалистами ААНИИ, которое позволяет автоматизировать и унифицировать трудоемкую обработку большого числа измерений, а также исключить влияние субъективных факторов на качество ледовых наблюдений.

Результаты измерений толщины арктического льда за более чем десятилетний период представляют собой уникальный материал, пригодный для получения статистически значимых оценок изменения состояния ледяного покрова в высокоширотной Арктике. Например, на основе сравнительного анализа данных рейсов а/л «Ямал» в 2006 г. и а/л «Сибирь» в 1987 г. обнаружено сокращение доли многолетних льдов в 2–3 раза и, соответственно, уменьшение средней толщины льда на 23 %.

Эти данные хорошо коррелируют со спутниковыми наблюдениями, подтверждающими значительное сокращение доли многолетних льдов в Северном Ледовитом океане в последние два десятилетия. Ледовые условия 2011 г. развиваются по сценарию близкому к 2007 г., в конце августа которого был зафиксирован минимум площади дрейфующих льдов за весь период спутниковых наблюдений, поэтому наблюдения с ледоколов в этом году будут иметь особую ценность.

В нынешнем сезоне первый туристический рейс с выполнением ледовых наблюдений был на а/л «50 лет Победы» в период 23.06–07.07.11. В предстоящие два месяца ледокол выполнит ещё три подобных рейса.

К началу страницы