Перейти к основному содержанию
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Дополнительно
Гарнитура шрифта:
Интервал между буквами:
  Войти на сайт Обычная версия
Вы здесь: ГлавнаяПресс-центр Новости и события57-я Российская Антарктическая экспедиция завершается в родном порту

57-я Российская Антарктическая экспедиция завершается в родном порту

28 мая 2012 г

30 мая 2012 года научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета возвращается в Санкт-Петербург после выполнения рейса по программе 57-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ). Капитан судна — капитан дальнего плавания Стецун Игорь Юрьевич, начальник 57-й сезонной РАЭ — Воеводин Андрей Васильевич. Судно вышло в рейс 8 ноября 2011 года. Приход судна запланирован к причалу Контейнерного терминала Морского торгового порта г. Санкт-Петербурга. Это 34-й рейс судна в арктические и антарктические воды. За 204 суток рейса НЭС «Академик Федоров» прошло 33900 морских миль, из них пребывание в айсберговых водах Антарктики составило 110 суток, за которые было пройдено более 11000 морских миль, а в дрейфующих льдах было преодолено 3100 морских миль. За время рейса 26 суток судно находилось в портах захода и на рейде (Бременхафен (Германия), Кейптаун (ЮАР) Рио-де-Жанейро (Бразилия).

В Антарктике было выполнено два плавания с промежуточным заходом в Кейптаун. В период первого этапа НЭС «Академик Федоров» обеспечивал материально-техническое снабжение, смену зимовочного персонала и организацию сезонных работ на станциях Прогресс и Мирный, а также сезонных полевых базах Молодежная и Дружная-4. Во время второго антарктического этапа аналогичные работы выполнялись на станциях Прогресс, Новолазаревская и Беллинсгаузен, на сезонных полевых базах Дружная-4 и Молодежная были выполнены операции по завершению сезонных работ. При выполнении грузовых операций на станциях Новолазареская и Беллинсгаузен экипажу судна и личному составу 57-й РАЭ пришлось столкнуться с чрезвычайно сложными ледовыми условиями. Проявив высокое профессиональное мастерство и хорошие знания природных условий в этих регионах Антарктики, российские специалисты с блеском выполнили эти сложнейшие операции.

В период антарктического плавания выполнено 28826 км гидрографического маршрутного промера, 79 глубоководных океанографических станций, 56 из них с отбором проб морской воды с различных глубин для гидрохимического анализа. Всего было произведено 5085 гидрохимических определений. НЭС «Академик Федоров» доставил на российские станции и сезонные полевые базы 1419 тонн груза и передал в береговые емкости 1809 тонн топлива. Для доставки в Санкт-Петербург на борт судна в Антарктиде было погружено 910 тонн грузов и отходов.

В родной порт возвращаются 110 участников 56-й зимовочной и 57-й сезонной РАЭ, а также 70 членов экипажа судна. 120 участников экспедиции вернулись на родину рейсовыми самолетами из Кейптауна и Рио-де-Жанейро в конце февраля и начале мая 2012г. Авиационное обеспечение работ 57-й РАЭ проводилось с использованием двух вертолетов КА-32С и самолета Ан-2 летно-подъемным и наземно-техническим составом компании «Авиалифт Владивосток». Межконтинентальные полеты из Кейптауна на снежно-ледовый аэродром станции Новолазаревская выполнялись с использованием самолета Ил-76ТД под управлением экипажа ГосНИИ ГА (г. Москва). Всего с ноября 2011 г. по февраль 2012 г. было выполнено 12 межконтинентальных рейсов. Внутриконтинентальные полеты между станциями Беллинсгаузен, Новолазаревкая, Прогресс и Восток проводились с помощью самолета DC-3 БТ67»Турбобаслер» под управлением канадского экипажа авиакомпании «Kен Борек». Организация сезонных работ на станции Восток и смена его персонала, доставка свежих продуктов и ценного научного оборудования проводились с помощью этого самолета со станции Прогресс. Всего было выполнено 11 рейсов на Восток. Материально-техническое снабжение станции Восток обеспечивалось с помощью двух санно-гусеничных походов (СГП) со станции Прогресс в ноябре — декабре 2011 г. и январе–феврале 2012 г. В период проведения заключительного СГП со станции Восток на Прогресс выполнялись попутные геодезические исследования. Кроме того, дополнительно было выполнено еще два специализированных научных СГП для проведения сейсмических исследований строения дна подледникового озера Восток и радиолокационных съемок толщин ледника и характера подстилающей поверхности коренного ложа в центральных районах Восточной Антарктиды.

В 57-й Российской антарктической экспедиции принимают участие специалисты 23-х научных и научно-производственных организаций Росгидромета, Роснедр, Росрыболовства, Роскосмоса, Росавиации, Росреестра, Минобороны России, Минобрнауки России, и Российской академии наук. В 57 РАЭ проводятся исследования по 67 научным программам, из них 18 — на борту НЭС «Академик Федоров». Наиболее известной из программ 57-й РАЭ стало завершение буровых операций в глубокой ледяной скважине на станции Восток, которое завершилось 5 февраля 2012 года проникновением в реликтовые воды подледникового озера Восток. В рефрижераторной камере НЭС «Академик Федоров» в Санкт-Петербург доставляются ледяные керны заключительного этапа бурения и замерзшие пробы озерной воды, которые поступили в буровой снаряд при его контакте с поверхностью водной толщи этого водоема. Эти пробы будут в дальнейшем переданы для лабораторных аналитических анализов в различные исследовательские организации нашей страны. Многие материалы наблюдений и научные отчеты уже сданы в государственные фонды хранения прибывшими в Санкт-Петербург участниками 56-й и 57-й РАЭ, заключительная их часть прибывает в город на борту судна. После рассмотрения этих материалов в Межведомственной экспертной комиссии они будут направлены в вышеназванные фонды для дальнейшего использования в различных фундаментальных и научно-прикладных исследованиях Южной полярной области планеты.

В настоящее время в Антарктиде на станциях Мирный, Восток, Прогресс, Новолазаревская и Беллинсгаузен продолжают нести трудовую вахту полярники 57-й зимовочной РАЭ.

К началу страницы