Перейти к основному содержанию
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Дополнительно
Гарнитура шрифта:
Интервал между буквами:
  Войти на сайт Обычная версия

от 12 октября 2017 г

Краткий отчет по выставке METEO EXPO 2017 (Амстердам, 10-12 октября 2017 г.)

Форматы для скачивания DOC 454 КБ

«METEO EXPO» – это ежегодная выставка мировых достижений в области гидрометеорологии. Она организовывается и проходит исключительно в странах Западной Европы, так как с самого начала была задумана, как выставка стран НАТО. Поэтому первые 5 выставок были проведены в Брюсселе, а один из дней выставки каждый раз был определен для коллективного посещения офицерами национальных представительств из штаб-квартиры НАТО. Выставка 2016 года проводилась в Мадриде ,а в 2017 году в Амстердаме, что демонстрирует некоторое изменение общего вектора в пользу участников из стран не принадлежащих к атлантическому альянсу. Так в выставке 2017 года приняло участие беспрецедентное количество участников. Было заявлено 185 экспонентов, реально приняло участие 178. Были представлены компании со всех континентов, однако явное преимущество по представительности имели компании США и Европы.

Всех участников можно было условно разделить на представителей различных направлений в гидрометеорологическом приборостроении и сопутствующих областях. Пример такого разделения представлен в таб.1

В таблице представлено разбиение на 11 классов, хотя это разбиение достаточно условно, так как большие компании типа финской VAISALA перекрывают сразу несколько основных направлений деятельности. Во второй колонке указано английское сокращение направления деятельности, как это принято в ВМО (Всемирная Метеорологическая Организация). А в четвертой колонке их российское определение. А именно:

«GBS» – Ground Based Systems в нашей практике включают и атмосферные и гидрологические станции, в которых нет элементов дистанционного зондирования.

«Components» – это все сопутствующие услуги и товары от IT систем для автоматизации измерений и передачи данных до поставки отдельных элементов для грозо защиты и водоотталкивающих покрытий для радио прозрачных укрытий радаров.

«Remote» – это все системы дистанционного зондирования за исключением метеорологической радиолокации «Radar» , которая просто появилась раньше вех прочих методов и традиционно составляет отдельное направление. Хотя конечно является одним из наиболее информативных методов дистанционного зондирования атмосферы. В этой связи следует обратить внимание на то, что новые дистанционные методы (лазерные, акустические, микроволновые) в сумме с радарными были представлены 38 компаниями. Т.е. это вторая по численности группа после традиционных наземных систем, и составляет 73% от их числа. 5 лет назад таких компаний было не более 20% от традиционных. Т.е. налицо тенденция роста доли дистанционных измерений в общем потоке данных.

«NWP» - в дословном переводе означает «численный прогноз погоды», однако этот термин претерпел существенное расширение толкования и на сегодня больше соответствует принятому у нас «специализированному» гидрометеорологическому обслуживанию. Отличительной чертой компаний, предоставляющих такие услуги, является очень высокая детализация прогноза по времени и пространству. Если, например ветроэнергетическая компания заказывает прогноз ветра, то этот прогноз рассчитывается для конкретных координат расположения ветровых генераторов и с временным шагом от 30 минут до нескольких суток. При этом заказчик располагает собственными измерительными средствами в точках прогноза и качество прогноза и соответственно оплата зависит от результатов сравнения прогноза и факта.

«Aero» - объединяет все компании имеющие отношение к аэрологическому зондированию атмосферы. Сюда включены, как поставщики отдельных элементов (типа индийской фирмы Pavan – мирового лидера по производству оболочек), так и производители больших комплексных систем радиозондирования. С учетом этого фактора, следует отметить небольшое общее количество компаний, производящих оборудование для одного из базовых типов метеорологических наблюдений. Этот факт отражает то обстоятельство, что достаточно редкие во времени и пространстве аэрологические данные перестали быть основным источником информации при инициализации и расчетах для численных методов прогноза погоды (см выше « NWP»). Все больше для этих целей используются данные дистанционного зондирования и в первую очередь спутниковые и радиолокационные.

«Agency» - в эту группу включены все организации, которые по своей сути являются скорее не производителями, а потребителями метеорологической информации. Здесь как национальные гидрометеорологические службы типа Росгидромета, Метеофранс и прочее, так и специализированные национальные агентства типа английского «Antarctic Surveys» или международные типа «GEO». Интересным фактом является то, что в 2011 году на первой выставке «Meteo Expo» в Брюсселе Росгидромет был единственным экспонентом, представляющим национальную гидрометеорологическую службу. Это обстоятельство послужило основанием для дискуссии на Выставочной комиссии Росгидромета, о необходимости участия в будущем в этом мероприятии и соответственно выделения средств на эти цели. Опыт текущего года (10 агентств участников) показывает, что вектор на участие в важнейших международных технологических форумах был выбран верно. Наше присутствие позволяет Росгидромету быть заметным партнером на мировом рынке гидрометеорологического приборостроения и специализированных услуг.

«Actino» - включает 4 специализированные компании по производству прецизионного актинометрического оборудования. Это весьма важная, но довольно узкая область метеорологических измерений напрямую связанная с вопросами изменения климата. Поэтому, практически во всех современных наземных метеостанциях присутствуют датчики солнечной радиации в различных комбинациях. Т.е. 52 экспонента наземных метеорологических комплексов также производят свои актинометрические приборы. А 4 специализированные компании выделены по тому принципу, что они производят эталонное оборудование, которое используется национальными службами на специализированных поверочных площадках и другими компаниями производителями для сличения и калибровки своих датчиков.

«Road» и «Agro» на выставке присутствовало 4 специализированных компании производителя датчиков состояния дорожного покрытия – сухое, влажное, снег, лед и пр. и 3 компании производителя датчиков состояния почвы – температура на различных глубинах, влажность различных почв и грунтов и пр. Как и в случае с актинометрией, эти компании были выделены в отдельные группы по признаку их узкой специализации, хотя многие производители наземных метеорологических станций включают в свои комплексы измерители состояния дорожного полотна или почвы.

«Integral» - эта малочисленная группа включает в себя универсальных т.е интегральных производителей, наиболее ярким примером которых является финская фирма VAISALA. Деятельность этих компаний включает производство почти полного спектра метеорологического оборудования: наземные станции, дистанционное зондирование, гидрологию, аэрологию и пр. Так как такая деятельность требует очень больших капитальных вложений, то и количество таких компаний измеряется единицами в мире: одна в Европе, одна в США и одна в Китае. При этом совокупная доля на мировом рынке гидрометеорологических приборов у этих 3 компаний составляет более чем 50%.

В пятой колонке таблицы 1 представлены ссылки на интернет сайты ярких представителей в каждой группе компаний в соответствие с вышеописанным. Очевидно, что выбор этих компаний достаточно субъективен, но про каждую из выбранных компаний можно сказать, что она явно выделяется в положительную сторону на фоне компаний своей группы.

1. «ОТТ» хорошо известная в области гидрологии немецкая компания, которая за последние 2 года выкупила 100% акций еще 4х компаний, превратившись в одного из крупнейших игроков на мировом рынке.

2. «Neteronix» - американская IT компания, которая предлагает услуги автоматизации измерений и передачи данных. В отличе от многих своих конкурентов внедряет в практику гидрометеорологических измерений идеологию «IoT» - «интернет вещей».

3. « Scintec» - немецкая компания – мировой лидер по дистанционному зондированию профиля ветра. После покупки у компании VAISALA технологической линейки производства радиолокационных профилемеров до высот 8-16 км и создания филиалов в США и Гонконге они заняли ведущее место в мире среди серийных производителей ветровых профилемеров.

4. «Meteogroup» - бельгийская компания, которая обеспечивает специализированными численными прогнозами большую часть Северной Европы, включая энерго генерирующие и энерго передающие компании, железнодорожный и автомобильный транспорт и, частично, военный сектор. Одними из первых внедряют идею зависимости оплаты услуг от качества прогноза.

5. «Gamic» немецкая компания производитель относительно недорогих метеорологических радиолокаторов, имеющих полный комплект необходимых информационных каналов (допплеровское измерение скорости и измерение отражаемости на 2х поляризациях). В отличие от конкурентов с такими же опциями выигрывает по габаритно-весовым характеристикам и по цене в полтора-2 раза.

6. «Meisei» - японская компания производитель полного комплекта аэрологического оборудования от автоматических комплексных станций выпуска радиозондов контейнерного типа до уникальных радиозондов. Если контейнерные автоматические комплексы, впервые разработанные VAISALA, могут производиться сегодня и в России, то модульная конструкция самого радиозонда является уникальной. Суть в том, что на стандартизованный блок телеметрии (приемник-передатчик радиозонда) довешивается съемная приставка, позволяющая измерять кроме 3 стандартных параметров еще 8 специализированных.

7. «KNMI» - национальная гидрометеорологическая служба Нидерландов. На своем стенде они представили интерактивную сферическую систему численных прогнозов погоды по всему миру. Система представляет собой Земной шар с проецированными на нем океанами и континентами и текущими данными метеорологических спутников. Текущие день и ночь отображены уровнем освещенности. Прикоснувшись к конкретной точке на Земном шаре можно инициализировать прогноз в этой точке, который отобразиться в виде графиков основных метеорологических параметров на мониторах вокруг шара.

Выделение отдельных компаний из оставшихся 4х групп не представляется целесообразным ввиду их ограниченности и возможности оперативно просмотреть сайты всех этих компаний.

В заключении хотелось бы еще раз сформулировать основные тенденции, которые были отмечены на прошедшей 7-й выставке «Meteo Expo- 2017»:

1. Количество компаний, представляющих сектор дистанционного зондирования, растет высокими темпами и составило более 70% от количества наибольшей группы традиционных компаний, занимающихся контактными измерениями.

2. Количество национальных гидрометеорологических служб, участвующих в выставках «Meteo Expo» увеличилось с одной в 2011 году до 10 в 2017 году.

3. В практику гидрометеорологических наблюдений начали внедряться технологии, относящиеся к понятию «цифровая экономика». В частности технологии «IoT» - «интернета вещей» уже применяются в системах автоматического контроля и сбора данных метеорологических станций.

Зам.начальника ЦКБ ГМП,

Член правления КПМН ВМО Колдаев А.В.

К началу страницы