Перейти к основному содержанию
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Дополнительно
Гарнитура шрифта:
Интервал между буквами:
  Войти на сайт Обычная версия

от 17 марта 2016 г

Доклад председателя Общественного совета при Росгидромете Ю.С. Цатурова на итоговом заседании коллегии Росгидромета 16 марта 2016 г.

Форматы для скачивания DOC 44.5 КБ

Уважаемые члены президиума и участники заседания!

В соответствии с поручением Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства Общественный совет при Росгидромете на своем заседании 10 марта этого года провел обсуждение проекта доклада Руководителя службы А.В.Фролова и единогласно принял имеющееся у вас заключение. Это заключение будет направлено в Правительственную комиссию по координации деятельности открытого правительства и в Общественную Палату Российской Федерации.

В своем выступлении я коснусь двух вопросов – во первых, основной оценки со стороны Общественного совета итогов работы Росгидромета за 2015 год и предложений по приоритетам деятельности и развития на 2016 год и, во вторых кратко охарактеризую работу, проделанную в прошедшем году нашим советов и общественными советами при департаментах Росгидромета по федеральным округам.

Несмотря на сложные финансово-экономические условия, работу и центрального аппарата Росгидромета и специалистов на местах в 2015 году Общественным советом рекомендовано признать в целом удовлетворительной. В течение всего года не было отмечено каких-либо значимых срывов в решении основной задачи службы – в обеспечении качественного и своевременного представления Правительству Российской Федерации и заинтересованным организациям гидрометеорологической информации и информации о состоянии и загрязнении окружающей среды. В основном выполнены все намеченные планы развития, включая научно-исследовательские работы и международные обязательства.

В докладе руководителя службы достаточно детально отмечены итоги работ по основным направлениям деятельности, дан критический анализ ряда до конца нерешенных проблем и предложены конкретные меры по выправлению ситуации в текущем году.

Для обеспечения сохранения уровня деятельности Росгидромета и его дальнейшего повышения на перспективу, все большее значение должно уделяться поддержке высокого кадрового потенциала российской гидрометеорологической службы. В этой связи, хотелось бы отметить, что на заседании Общественного совета в марте 2015 года мы обратились с рекомендацией к руководству Росгидромета совместно с ЦК ОПАР принять меры по установлению заработной платы специалистам службы не ниже средней по регионам Российской Федерации. В докладе Руководителя отмечено, что при поддержке Госдумы Правительство Российской Федерации в 2015 году учло предложения Росгидромета и увеличило расходы по оплате труда отдельным категориям работников государственной наблюдательной сети на 18,5% по сравнению с 2014 годом, и с учетом внебюджетных доходов рост среднемесячной заработной платы на гидрометеорологической сети составил 30%.

Советом поддержана позиция Росгидромета по модернизации и техническому перевооружению подведомственных учреждений и организаций в целях повышения качества гидрометеорологического обеспечения органов власти, экономики, обороны и населения страны, в том числе в рамках проекта Росгидромет-2, а также по дальнейшему развитию взаимодействия Росгидромета с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части нормативно-правового регулирования организации функционирования территориальных систем наблюдений.

Важным итогом деятельности Росгидромета последних лет стало оснащение сети наблюдений новыми системами и оборудованием. Это касается прежде всего создания единого на территории Российской Федерации метеорадиолокационного поля штормопредупреждений на базе отечественного доплеровского метеорадиолокатора ДМРЛ-С, сети грозопеленгации, нового самолета-лаборатории для геофизических исследований «Росгидромет». Вместе с тем пока нет адекватного финансирования этих новых современных систем наблюдения, что снижает эффективность их использования, и это та проблема, которую надо решить.

Одновременно хотелось бы отметить, что в адрес Общественного совета поступила информация, что в настоящее время по различным программам сетевыми подразделениями Росгидромета закупается значительное количество новых приборов и оборудования, но только незначительная их часть проходит испытания и верификацию на экспериментальных полигонах Росгидромета. Например, в 2015 году подобные, не прошедшие квалифицированной оценки пригодности для работы на сети, такие приборы стали приобретаться для измерения твердых осадков. Применение таких устройств в оперативной работе УГМС увеличивает риск недополучения данных по причине их нестабильной работоспособности, а так же риск получения принципиальных расхождений данных измерений с эталонными средствами измерений Росгидромета.

В этой связи, Общественный совет считает необходимым рекомендовать возобновить работу Центральной методической комиссии по приборам и методам получения и обработки информации и методических комиссий профильных НИУ. Было бы целесообразно разработать и утвердить регламент обязательной сертификации Росгидрометом средств измерений, рекомендуемых для оснащения государственной наблюдательной сети, а также принятие совместно с Росстандартом нормативного акта, обязывающего производителей при прохождении процедуры утверждения типа средств измерений, предназначенных для работы сети, осуществлять испытания на рабочих эталонах Росгидромета, в том числе на площадках действующих испытательных полигонов.

Учитывая высокую актуальность развития системы космического мониторинга, Совет высказался в поддержку позиции Росгидромета по нормативно-правовому закреплению и расширению полномочий службы в области космической деятельности и рекомендовал последовательно расширять использование космических данных в оперативно-производственных подразделениях Росгидромета, а также в организациях других министерств и ведомств.

В течение 2015 года на заседаниях Общественного совета рассмотрен и ряд других актуальных для деятельности Росгидромета вопросов, например, о выполнении плана противодействия коррупции, о реализации концепции открытости федеральных органов исполнительной власти, о результатах контрольно-надзорных мероприятий Росгидромета, о мониторинге качества оказания Росгидрометом государственных услуг и ряд других проблем и вопросов.

В прошедшем году общественные советы при департаментах Росгидромета по федеральным округам также активно включились в процесс привлечения общественности и экспертов к выработке политики в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, обеспечения гидрометеорологической безопасности, а также к выработке рекомендаций по развитию доступности информации, совершенствованию открытости в установленной Росгидромету сфере деятельности. Подробная информация об этом содержится в Обзоре деятельности Росгидромета за 2015 год

Работа Общественного совета Росгидромета и общественных советов департаментов Росгидромета по федеральным округам в 2016 году будет продолжаться и развиваться в части обсуждения проектов нормативный актов, проектов программ, касающихся важнейших вопросов, относящихся к сфере деятельности Росгидромета, реализации принципов открытости при подготовке и проведении итоговых заседаний коллегии Росгидромета и коллегий департаментов Росгидромета по федеральным округам. Будет усилена координация работы Общественного совета Росгидромета и общественных советов департаментов Росгидромета по федеральным округам в целях более широкого и всестороннего привлечения гражданского общества к выработке политики в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Мы намерены также развивать взаимодействие с общественными советами других федеральных органов исполнительной власти, в том числе на региональном уровне, для совместного обсуждения вопросов, представляющих взаимный интерес и выработке согласованных рекомендаций. В частности, такая работа уже проводится совместно с Общественным советом при Минприроды России.

Надеюсь, что наши предложения, содержащиеся как в заключении Общественного совета, так и в моем выступлении найдут отражение в итоговых документах коллегии и будут приняты во внимание специалистами службы в своей практической работе.

Спасибо за внимание!

К началу страницы