Местоположение определено правильно? Да Нет, выбрать другой город
Данные на 1:00 24.11.2017
0 °C
Ясно
2
м/с,  ЮЗ
61
%
762
мм рт. ст.
Данных нет
Прогнозы рассчитаны по автоматизированной технологии Гидрометцентра России без контроля синоптиком.
Карта опасных явлений
Уровень воды в озере Байкал
Проект «Открытая служба»
Предложения, замечания и отзывы о нашей работе
Федеральные целевые программы
Перечни правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащие обязательные требования
План деятельности Росгидромета
Общественный совет

21 мая – День полярника

19 мая 2017 г

21 мая исполняется 80 лет со дня организации первой научно-исследовательской станции на дрейфующих льдах Центрального полярного бассейна (ныне Арктического бассейна) Северного Ледовитого океана –станции «Северный полюс» (СП). Этот дрейф положил начало планомерному изучению человечеством природы наиболее труднодоступной части северной полярной области нашей планеты.

Дрейфующие научно-исследовательские станции «Северный полюс» вели регулярные наблюдения в различных частях Центральной Арктики, выполняя широкий комплекс исследований в области метеорологии, океанологии, актинометрии, аэрологии, геологии, геофизики, астрономии, магнитологии.

Высадка дрейфующей станции «Северный полюс-33» (фото А.Клена)
Высадка дрейфующей станции «Северный полюс-33» (фото А.Клена)

Изучением Центральной Арктики наше государство смогло заняться во второй половине 30-х годов прошлого века после успешного завершения плавания ледокольного парохода «Александр Сибиряков» по ледовой трассе через моря сибирского шельфа — по трассе Северного морского пути. По результатам этого плавания Правительство СССР приняло постановление об освоении в кратчайшие сроки морского пути, связывающего северные и восточные малоосвоенные пространства страны с ее западными, экономически развитыми районами. Путь этот, проходящий по суровым арктическим ледовитым морям, где знания о природных процессах практически отсутствовали, а дрейфующие ледяные массивы — отроги центрального арктического щита — представляли основное непознанное и непреодолимое препятствие, требовал всестороннего изучения. Было совершенно ясно, что без организации систематических наблюдений за комплексом природных условий в высоких широтах Арктики, без изучения «ледовой шапки планеты» невозможно дальнейшее освоение севера страны.

Идею организации первой советской научной дрейфующей станции выдвинул в 1929 году известный полярный исследователь В.Ю.Визе. В те годы Арктический бассейн площадью 5-6 миллионов квадратных километров еще оставался неисследованным «белым пятном». Но только в 1937 году идея изучения Ледовитого океана с дрейфующих льдов стала реальностью – в центре Арктического бассейна экспедицией во главе с О.Ю.Шмидтом с помощью авиации была высажена дрейфующая станция «Северный полюс» в составе четырех человек во главе с И.Д.Папаниным. Первая советская дрейфующая станция за девять месяцев своей работы прошла около 2500 километров от Северного полюса до южной части Гренландского моря, где она была снята ледоколами.

Выгрузка дрейфующей станции «Северный полюс-36» (фото из архива ВАЭ)
Выгрузка дрейфующей станции «Северный полюс-36» (фото из архива ВАЭ)

С 1950 года, когда была высажена дрейфующая станция «Северный полюс-2» во главе с М.М.Сомовым, начались круглогодичные наблюдения в Ледовитом океане. С тех пор на льдах Центральной Арктики непрерывно работали две, а порой одновременно и три дрейфующие станции. Так было до июля 1991 года, когда в Арктике закончила работу последняя советская дрейфующая станция – «Северный полюс-31».

В марте 2003г. Правительство Российской Федерации приняло решение возобновить работы в Арктическом бассейне на основе дрейфующих научно-исследовательских станций «Северный полюс» и 25 апреля 2003 г. была открыта первая российская дрейфующая станция «Северный полюс-32». Её работы возобновили комплекс отечественных исследований в этом труднодоступном, но крайне важном для понимания природы климатических изменений, происходящих в настоящее время на планете.

Участники экспедиции на дрейфующей станции «Северный полюс-32» (фото из архива ВАЭ)
Участники экспедиции на дрейфующей станции «Северный полюс-32» (фото из архива ВАЭ)

В 2004-2013 гг. в высоких широтах Арктики велись исследования на дрейфующих станциях «Северный полюс 33 - 40».

За прошедшие 10 лет работы (2003-2013) российских дрейфующих научно-исследовательских станций «Северный полюс» был сделан исключительно важный вклад в исследование высокоширотной области Арктики и Арктического бассейна Северного Ледовитого океана, что было признано мировым сообществом.

Участники экспедиции на дрейфующей станции «Северный полюс-38» (фото из архива ВАЭ)
Участники экспедиции на дрейфующей станции «Северный полюс-38» (фото из архива ВАЭ)

Однако ледовая обстановка в Арктическом бассейне 2012-2013 годов продемонстрировала большие сложности с поиском подходящего надежного многолетнего ледяного поля для организации дрейфующей станции, которое могло бы обеспечить необходимую надежность для проведения научных исследований и обеспечила бы безопасность личного состава экспедиции. Программа круглогодичных работ на дрейфующих льдах высокоширотной Арктики была приостановлена.

Учитывая климатические изменения в Арктике, а также геополитическое и научное значение проведения исследований в центральной Арктике, Росгидромет выдвинул предложение о строительстве ледовой самодвижущейся платформы «Северный полюс» для обеспечения продолжения полномасштабной программы работ дрейфующих станций в Центральной Арктике.

Основными задачами современных дрейфующих научно-исследовательских станций «Северный полюс» являются проведение круглогодичных метеорологических, аэрологических, ледовых и океанографических наблюдений, осуществление комплексного мониторинга современного состояния и загрязнения окружающей среды в высокоширотных районах дрейфа, исследования большого спектра процессов, определяющих интенсивные климатические изменения в центральной Арктике, и оценки их влияния на природную среду и экосистемы арктического региона России для научного обоснования перспективного планирования экономически эффективной и экологически безопасной хозяйственной, в том числе морской, деятельности, а также решения задач по гидрометеорологическому обеспечению судоходства в акватории Северного морского пути; развития и внедрения современных технологий, измерительных систем и комплексов.

Подготовка океанографической майны на дрейфующей станции «Северный полюс-35»  (фото Н.Кузнецова)
Подготовка океанографической майны на дрейфующей станции «Северный полюс-35» (фото Н.Кузнецова)

Прогресс в познании природной среды северной полярной области, достигнутый в советский и современный периоды, безусловно, велик. Результаты фундаментальных исследований уже сегодня практически востребованы во многих отраслях морской деятельности в Арктике.

В 2013 году Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина день открытия первой отечественной дрейфующей станции «Северный полюс» - 21 мая был объявлен Днем полярника.

Учреждение профессионального праздника является заслуженным признанием труда многих поколений одних из самых отважных граждан разных профессий, посвятивших свою жизнь Отечеству в тяжелых условиях Арктики и Антарктики: ученых и военных, моряков и строителей, летчиков и геологов.

Руководство и сотрудники центрального аппарата Росгидромета поздравляют всех полярников с профессиональным праздником и желают им успешной работы на полярных станциях и скорой встречи с родными и друзьями.

(фото из архива ВАЭ)
(фото из архива ВАЭ)