Местоположение определено правильно? Да Нет, выбрать другой город
Данные на 7:51 19.09.2017
+19 °C
Переменная облачность
5
м/с,  С
93
%
754
мм рт. ст.
Данных нет
Прогнозы рассчитаны по автоматизированной технологии Гидрометцентра России без контроля синоптиком.
Карта опасных явлений
Международный арктический форум
Проект «Открытая служба»
Предложения, замечания и отзывы о нашей работе
Федеральные целевые программы
Перечни правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащие обязательные требования
План деятельности Росгидромета
Общественный совет

К 60-летию регулярных отечественных исследований Антарктики

12 февраля 2016 г


13 февраля 1956 года на побережье моря Дэйвиса была открыта первая отечественная антарктическая научная станция. Ей было присвоено название «Мирный» по имени одного из судов Русской Южно-полярной экспедиции 1819-21 гг. под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, впервые 28 января 1820 году увидевших, описавших и положивших на географическую карту побережье до тех пор неизвестной земли, получившей в 1886 году название - Антарктида. Идея организации Советской антарктической экспедиции была положена письмом от 30 ноября 1954 года от Президента Академии наук СССР, министром Морского флота, министром Рыбной промышленности и руководителем Главного Управления Гидрометслужбы СССР в адрес Первого секретаря ЦК КПСС М.С.Хрущёва. В результате 13 июня 1955 года Постановлением Совета Министров СССР была образована Комплексная антарктическая экспедиция Академии наук СССР. Научную часть этой экспедиции возглавляла Академия наук СССР, а организационно-логистические вопросы курировались ГлавСевМорпути МинМорфлота СССР. Экспедицию возглавил известный полярник, начальник дрейфующей станции «Северный полюс-2», Герой Советского Союза – Михаил Михайлович Сомов. Судовое обеспечение экспедиции было поручено дизель-электроходам «Обь» - капитан И.А. Ман, «Лена» - капитан А.И. Ветров и рефрижератор № 7 - капитан М.А. Цыганков. 30 ноября 1955 года флагман антарктической флотилии СССР д/э «Обь» вышел из Калининграда и в январе 1956 года подошёл к ледовому барьеру моря Дейвиса, в последствии названным «Берег Правды».

Согласно сложившейся в нашей стране традиции открытие новой полярной станции означает не только подъем государственного флага, исполнение гимна и торжественный митинг, но и обязательную передачу в радио-эфир первой метеосводки из нового пункта наблюдения. Таким образом, предварительно надо построить дизель-электростанцию, радиорубку, антенное поле, метео-лабораторию и наблюдательскую площадку и, хотя бы одно жилое помещение для обслуживания этого комплекса. Именно поэтому датой начала регулярных отечественных исследований в Антарктике принято считать не подход дизель-электрохода «Обь» к ледяному барьеру шестого континента (5 января 1956 года) и не высадку на него первых советских исследователей, приступивших к выбору места строительства станции, а начало регулярных метео-наблюдений – одного из основных компонентов деятельности любой полярой станции.

Всего в работах этой экспедиции приняло участие 229 человек, представляющих АН СССР – 37 человек, ГлавСевМорпуть Минморфлота СССР- 56, Главное Управление Гидрометеослужбы при СМ СССР -15, Минобороны СССР – 74, Мингео СССР – 9, Минобразования СССР – 22, Минрыбхоз СССР -2, Минсредмаш СССР- 2, Минпромстрой СССР -2, Гражданская авиация -2, представители средств массовой информации 8. По направлениям деятельности личный состав экспедиции состоял: 45 научных сотрудников, 37 исследователей –наблюдателей, 26 гражданских и военных специалистов летного отряда, 77 гражданских и военных строителей, 9 – инженерно-технического персонала, 8 – отряда радиосвязи, 6 – административно- управленческого состава и 8 представителей прессы.

Научные исследования Первой КАЭ выполнялись по программам континентальной экспедиции (геолого-географические, аэрометеорологические, геофизические, гляциологические, аэрофототопографические работы) морской экспедиции (гидрологического, геологического, биологического, гидрографического, гравиметрического, гидрохимического отрядов). Основной задачей экспедиции была подготовка наблюдательской инфраструктуры для выполнения исследований по программе Международного геофизического года (МГГ) 1957-58 годы. Для этого предстояло открыть целую сеть внутриконтинентальных антарктических станций, на которых планировалось выполнять наблюдения по изучению природных процессов и явлений не только на береговых и во внутриконтинентальных районах Восточной Антарктиды. В течение Первой, Второй и Третьей КАЭ (1955-1959 годах) были открыты станции Пионерская, Оазис, Восток-1, Комсомольская, Восток, Советская, Полюс недоступности. Большая часть из них завершила свою работу по окончанию программы МГГ, а станциям Мирный и Восток была уготовлена судьба непрерывной работы в течение около 60-ти лет.

В настоящее время в Антарктике продолжаются работы 60-й зимовочной и 61-й РАЭ. На станциях Прогресс и Мирный произведена смена зимовочного состава и продолжаются работы по программе сезонной 61 РАЭ, а на станции Восток завершено материально-техническое снабжение с помощью двух санно-гусеничных походов со станции Прогресс и выполняется авиационная доставка нового зимовочного персонала станции. Начальниками новых составов этих станций стали: метеоролог Дмитрий Серов (станция Прогресс), инженер-механик Виктор Виноградов (станция Мирный) и геофизик-информатик Сергей Коробов (станция Восток). Продолжают работы сотрудники 61 сезонной РАЭ на станциях Прогресс, Новолазаревская, Беллинсгаузен, сезонных полевых базах Дружная-4, а также на бортах научно-экспедиционного судна «Академик Федоров» (Росгидромета), научно-исследовательского судна «Академик Александр Карпинский» (Роснедра) и океанографического исследовательского судна «Адмирал Владимирский» (ВМФ России). Свою трудовую вахту на станциях Новолазаревская (начальник Андрей Воеводин) и Беллинсгаузен (начальник Владимир Чебердак) продолжают нести зимовщики 60 РАЭ.

В рамках Программы сезонной 61-й Российской антарктической экспедиции успешно проведены летно-технические испытания нового для Антарктики типа отечественного транспортного воздушного судна – самолета ИЛ-76ТД-90ВД. Необходимость проведения этих испытаний была связана с отсутствием опыта эксплуатации двигателей ПС-90А-1-76 при посадках и взлетах на снежно-ледовые взлетно-посадочные полосы. С этой целью были испытаны различные режимы управления реверсом обратной тяги как при рулении по полосе, так и при взлете и посадке воздушного судна. Испытания проводились специалистами Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина, Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИ ГА) и собственниками самолета – авиационной компанией «Волга-Днепр».

Современные российские полярники надежно приняли эстафету от своих старших коллег – отечественных первопроходцев Антарктики и продолжают достойно нести свою трудовую и научную вахту на далеком ледяном континенте и омывающих его водах Южного океана. Мы можем гордиться не только героями середины 50-х годов, но и нашими современниками, для которых работа в Антарктиде стала уже привычным полярным делом.

Материал подготовлен Начальником Российской антарктической экспедиции В.В. Лукиным
Фотоматериалы предоставлены Российским государственным музеем Арктики и Антарктики.

Поздравительная телеграмма Руководителя Росгидромета А.В. Фролова на антарктические станции и суда.