Местоположение определено правильно? Да Нет, выбрать другой город
Данные на 2:00 28.10.2020
+13 °C
Облачно
2
м/с,  ЮВ
62
%
764
мм рт. ст.
Данных нет
Прогнозы рассчитаны по автоматизированной технологии Гидрометцентра России без контроля синоптиком.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проект «Открытая служба»
Предложения, замечания и отзывы о нашей работе
Федеральные целевые программы
Перечни правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащие обязательные требования

НЭС «Михаил Сомов» - 40 лет в строю на службе погоды

8 июля 2015 г

8 июля 1975 года научный флот Ленинградского Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) пополнился новым судном. В этот день на судне состоялся подъем Государственного флага СССР и 8 июля по праву считается днем рождения научно-экспедиционного судна (НЭС) «Михаил Сомов». На торжества по случаю подъёма государственного флага СССР нового судна, на судостроительную верфь г.Херсона, прибыла группа ученых ААНИИ во главе с его директором А.Ф. Трешниковым. Приехала и жена прославленного полярника Михаила Михайловича Сомова – ленинградская писательница Елена Павловна Серебровская. Она и стала «крестной матерью» судна.

Решение о строительстве этого судна было принято Постановление СовМина СССР от 9 марта 1966 г. «О мерах по дальнейшему развитию Советских исследований в Антарктике».

НЭС «Михаил Сомов» стал флагманом антарктических исследований ААНИИ Госгидромета.

Судно, названное в честь видного океанолога и полярного исследователя, Героя Советского Союза, начальника дрейфующей станции «Северный Полюс-2» и первой Комплексной антарктической экспедиции Академии наук СССР Михаила Михайловича Сомова (1908—1973), имело следующие характеристики: полное водоизмещение – 14 185 т; длина – 133,1 м, ширина – 18,8 м, осадка в полном грузу – 9,16 м, грузоподъемность – 5436 т, имелись помещения для 104 пассажиров. В качестве энергетической установки первоначально стояли четыре дизеля общей мощностью 7200 л.с., но во время капитального ремонта в 1987 году их заменили двигателями финского производства (7420 л.с.). Максимальная скорость – 16,2 узла, дальность плавания – 12500 миль. Экипаж – 40 человек.

Осенью 1975 г. «Михаил Сомов» отправился в экспедиционный рейс в Антарктику в составе очередной, 21-й Советской антарктической экспедиции (САЭ). Он доставил людей и снаряжение на советские антарктические станции и в мае 1976 г. вернулся в Ленинград. Затем судно приняло участие в экспедиции ПОЛЭКС-Север-76 в Северо-Европейском бассейне Северного ледовитого океана, в результате которой ученые выполнили важные океанографические и метеорологические исследования.

Осенью 1976 года «Михаил Сомов» снова пошел в Антарктику. Работая в составе флота 22-й САЭ в районе станции Ленинградская, в Баленском ледяном массиве, судно попало в ледовый плен. Дрейф оказался не очень продолжительным, менее двух месяцев – с 6 февраля по 29 марта 1977 года, 53 дня. Судно, используя улучшение погодных условий и ледовой обстановки, смогло самостоятельно выйти на чистую воду.

В 1977 году судно прошло модернизацию на Херсонской судоверфи. Главной задачей работ стала установка лабораторного блока для выполнения различных исследований и оборудование вертолетной площадки. В результате дооборудования «Михаил Сомов» стал полноценным научно-экспедиционным судном и достойной сменой хорошо известному д/э «Обь», на которой Михаил Михайлович Сомов трижды ходил в Антарктиду.

1981 г. НЭС «Михаил Сомов» выполнял совместные советско-американские исследования в зимних условиях в районе антарктического моря Уэдделла.

До 1999 года НЭС «Михаил Сомов» участвовал в двадцати одной Советской и Российской антарктических экспедициях. Работы НЭС «Михаил Сомов» в Южном океане были посвящены изучению гидрометеорологического и ледового режима этого региона, гидрографическим промерам, выполнению океанографических исследований, изучению физических и механических свойств морского льда, доставке и вывозу персонала антарктических станций, продовольствия, топлива и различных экспедиционных грузов. Протяженность каждого из таких рейсов составляла от 30 000 до 40 000 миль. Многие из них складывались совсем непросто.

Наибольшую известность НЭС «Михаил Сомов» принесли события 14-го рейса в 1984—1985 годах. НЭС должен был работать в составе 30-й САЭ. Выйдя из Ленинграда с опозданием на один месяц он взял курс к берегам шестого континента.

Этот рейс возглавил капитан Анатолий Сухоруков, для него это был первый рейс в качестве капитана. К берегам шестого континента судно подошло уже в середине очень короткого антарктического лета. Первая его половина была упущена. Погодные условия были благоприятны: в море Космонавтов смогли подойти к станции Молодежная и начать выгрузку прямо на припай.

Вместе с НЭС «Михаил Сомов» подошло еще одно судно –т/х «Павел Корчагин». Начались перешвартовки. И тут капитан Сухоруков посадил «Михаила Сомова» на камни! Не просто посадил. Удар был такой силы, что в корпусе, в районе цистерны с пресной водой, образовалась трещина, морская вода попала в цистерну. И экипаж и полярники долго еще пили подсоленный чай. Мало того, отворачивая от подводной скалы, Сухоруков умудрился ударить судно еще раз о камни уже скулой.

Сухоруков по команде из Москвы был отстранен от командования судном, капитаном был назначен Валентин Родченко, опытный ледовый штурман, ходивший на ледоколах в Арктику, неоднократно в Антарктику на судах Гидрометеослужбы. На ремонт НЭС «Михаил Сомов» водолазами ушла еще неделя короткого лета. После этого оба судна, после короткого захода в Веллингтон для пополнения запасов топлива и продовольствия прошли в море Дейвиса к станции Мирный, сюда же подошел теплоход «Байкал» с зимовщиками.

Зимовщики, следующие на станции Ленинградская и Русская, пересели на «Михаил Сомов».

Далее «Михаилу Сомову» предстояло обеспечить снабжение и смену зимовщиков станции Русская, затем Ленинградской. Станция Русская расположена в тихоокеанском секторе Антарктики, на побережье моря Росса. Здесь находится один из трёх крупнейших ледяных массивов Антарктики – Тихоокеанский. Навигационный период здесь крайне ограничен и НЭС «Михаил Сомов» оказался в условиях наступившей зимы. Судну удалось подойти к станции на расстояние «вертолетного плеча», произвести смену зимовщиков и отчасти – снабжение станции. 15 марта 1985 года (это, кстати, дата, когда из Антарктики уходят все иностранные суда) погода резко ухудшилась, поднялся ураганный ветер. Тяжелые льды сомкнулись, зажав судно. «Михаил Сомов» оказался в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды у Берега Хобса. Его протащило в район, забитый айсбергами, сидевшими на мели. Это очень большая опасность - судно может быть придавлено к айсбергу и раздавлено о него напирающими льдами. Родченко сумел, маневрируя, выйти из района скопления айсбергов, уйдя от наибольшей опасности. Но вскоре у судна льдом заклинило винты и руль, оно потеряло возможность движения.

Месяц спустя в Москве и Ленинграде было принято решение оставить на «Михаиле Сомове» минимум экипажа, а часть экипажа и участников экспедиции перебросить вертолетом на дежуривший у кромки льдов «Павел Корчагин». 17 апреля эвакуация вертолетами была завершена. Всего было эвакуировано 77 человек. На "Михаиле Сомове" оставались 53 человека.

Т/х «Павел Корчагин» все время оставался у кромки льдов, подстраховывая НЭС «Михаил Сомов». Расстояние между судами увеличивалось. К июню оно превышало 800 км. Положение «Михаила Сомова» становилось все более тяжелым. Сказывалась потеря прочности судна в результате полученной трещины корпуса. Выгрузка груза снабжения на нескольких станциях облегчило судно, «Михаил Сомов» оказался без балласта. Ватерлиния, где проходил усиленный ледовый пояс, высоко поднялась над уровнем моря, подставив льдам менее защищенную подводную часть корпуса. Кроме того, это практически лишило судно его ледокольных качеств: нос, которым судно колет лет и вползает на него, давя и ломая своей массой, оказался выше уровня моря, масса судна уменьшилась и не позволяла продавливать толстые льды. Возникла реальная угроза быть раздавленным льдами. Шпангоуты, не выдерживая натиска льдов, стали лопаться. Сжатия были столь сильными, что огромные льдины поднимались на палубу судна. Экипаж стал готовить все необходимое для высадки на лед в случае аварийной ситуации.

Дрейф продолжался уже более трех с половиной месяцев. Только 5 июня было принято решение Совета Министров СССР об организации спасательной экспедиции на ледоколе. Проще было бы направить атомоход, но Антарктида – безъядерная зона и вход в ее воды атомоходов недопустим. Дальневосточное морское пароходство выделило ледокол «Владивосток».

Построен «Владивосток» в Финляндии, спущен на воду в 1969 году. Мощность основных двигателей 26 тыс. л.с., скорость на чистой воде - 18,6 узлов/час, водоизмещение 13290 тонн, наибольшая длина 122 м, ширина 24.5 м, максимальная осадка 10.5 м. Махина! Из Москвы транспортным самолетом на борт ледокола был доставлен специально оснащенный вертолет Ми-8. Была сформирована научно-оперативная группа гидрометовцев, установлена аппаратура для приема спутниковых снимков. Начальником экспедиции распоряжением Совмина был утвержден начальник управления кадров и учебных заведений Госкромгидромета СССР А. Н. Чилингаров. В ААНИИ был создан штаб по руководству операцией.

Ледокол вышел в рейс из Владивостока уже 10 июня под командованием опытного ледового капитана Геннадия Антохина. Зашел в Находку, где на палубу судна было принято 800 бочек с топливом для вертолетов и две цистерны с соляркой для «Михаила Сомова». Переход ледокола, приспособленного для плавания и работы во льдах, имеющего яйцеобразную форму подводной части (для выталкивания его при сжатиях) через ревущие сороковые и неистовые пятидесятые широты был кошмаром. В 20-х числах июля 1985 года «Владивосток» подошел к ледовой перемычке, отделявшей «Михаила Сомова» от чистой воды, и установил с ним связь. 23 июля 1985 года вертолет Ми-8 (командир Борис Лялин) совершил посадку у правого борта НЭС «Михаил Сомов». Вертолет доставил начальника экспедиции А.Н. Чилингарова, руководителя научных работ Б.А. Крутских, гидролога и медицинский персонал.

Войдя в перемычку «Владивосток» в какой-то момент и сам оказался зажат льдами. Но погодные условия улучшились, сменивший направление ветер несколько разрядил льды. Ледокол околол НЭС «Михаил Сомов» и 11 августа оба судна вышли на чистую воду. В дрейфе «Михаил Сомов» находился 133 дня.

Многие участники этой эпопеи были награждены государственными наградами, трое из них стали Героями Советского Союза, некоторые еще поощрены и своими ведомствами.

Начальник спасательной экспедиции А. Н. Чилингаров, капитан НЭС «Михаил Сомов» В. Ф. Родченко, командир вертолета Ми-8 Б.В. Лялин стали Героями Советского Союза. Руководитель научной программы спасательной экспедиции, директор ААНИИ Б.А.Крутских награжден орденом Октябрьской Революции, ледокол «Владивосток» награжден орденом Ленина, НЭС «Михаил Сомов» – орденом Трудового Красного Знамени. Участник спасательной экспедиции известный тележурналист Виктор Гусев, помимо государственной награды – медали «За трудовую доблесть», получил поощрение и от своего руководства – гендиректора Гостелерадио СССР; С.А. Лосев перевел его в спортивную редакцию, чего В. Гусев до этого безуспешно добивался 5 лет.

Была отчеканена и памятная медаль в честь 133-дневного дрейфа НЭС «Михаил Сомов» и экспедиции на л/к «Владивосток».

1 мая 2000 года НЭС «Михаил Сомов» передано Северному УГМС. Судно по праву является флагманом Северного УГМС и научного флота Севера. С 2000 по 2014 годы им выполнено более 50 рейсов по снабжению российских научных экспедиций в Арктике, для доставки на научные станции, пограничные заставы, территорию национальных парков и других объектов, персонала, оборудования и припасов, а также оборудования для проведения научных исследований. С 2011 года в соответствии с государственным заданием НЭС «Михаил Сомов» проводит «северный завоз» - обеспечивает труднодоступные станции Северного УГМС, Чукотского УГМС, Якутского УГМС по всей трассе Северного морского пути. Каждый год судно обеспечивает полярников грузами на предстоящую арктическую зиму вплоть до следующего рейса. «Михаил Сомов» довольно быстро получил почетное прозвище: «пароход, что всю Арктику кормит».

НЭС «Михаил Сомов» участвует в реализации различных научных проектов и федеральных программ. В 2000 году судно выполнило рейс в рамках проекта «Арктика-2000». В 2003 году состоялся научный рейс в рамках программы «Печора-Штокман-2003». В 2004 году НЭС «Михаил Сомов» выполнило большой объем работ по восстановлению служебно-жилого модуля на законсервированной ранее станции им.Э.Т.Кренкеля (о.Хейса архипелаг Земля Франца-Иосифа).

С 2005 г. на «Михаиле Сомове» работала Морская арктическая комплексная экспедиция Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, которую возглавил почетный полярник профессор П.В. Боярский. За время работы на «Михаиле Сомове» экспедиция внесла огромный вклад в изучение самых разных объектов культурного и природного наследия Арктики, ее сотрудники в рамках программы «Память Российской Арктики» установили памятные знаки первопроходцам и путешественникам.

В 2006 году «Михаил Сомов» принял участие в эвакуации Российской дрейфующей станции "Северный полюс-34" (СП-34).

Судно выполнило огромный объем работ в реализации программы третьего Международного полярного года 2007-2008 по «Программе летней морской научно-исследовательской экспедиции (экспедиция «Сомов-МПГ-лето-2007)». Деятельность экспедиций была направлена на получение, уточнение и пополнение базы данных об айсбергах и ледниках ЗФИ, Новой Земли и Северной Земли. В рамках третьего МПГ были установлены автоматические метеостанции на островах Русский и Андрея; организованы аэрологические наблюдения и проведено ракетное зондирование на ОГМС им. Э.Т.Кренкеля; осуществлено строительство модульного служебно-жилого здания на МГ-2 Марресаля; капитальный ремонт служебного здания на ОГМС им. Э.Т.Кренкеля.

В 2011 году именно НЭС «Михаил Сомов» доставил в порт Архангельск первую партию спрессованных бочек – арктический мусор с Земли Франца Иосифа.

В 2010-2014 годах успешно проведены работы по научным программам ФЦП «Мировой океан». В рамках проекта модернизации наблюдательной сети НЭС «Михаил Сомов» проводил доставку и установку автоматизированных метеорологических комплексов (АМК) и автоматизированных метеостанций (АМС).

В 2014 году на полярные станции завезены строительные материалы и бригады рабочих для реализации программы ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах». В рамкахэтой программы на ОГМС Амдерма и ОГМС Диксон закончено строительство служебных зданий.

Проведена большая работа по подготовке экипажа судна. Экипаж полностью укомплектован, все члены экипажа прошли обучение на учебно-тренировочном судне и морских учебных заведениях согласно требованиям международной конвенции по дипломированию моряков.

В навигацию 2015 года будет проведено два рейса судна НЭС «Михаил Сомов» по трассе Северного морского пути для обеспечения завоза грузов жизнеобеспечения для труднодоступных станций.

40 лет работы - это немалый срок. Довольно серьезный износ судна и оборудования требует постоянного ремонта. С каждым годом увеличиваются расходы на подготовку НЭС «Михаил Сомов» к навигации. Тем не менее, судно прошло ежегодное освидетельствование морского регистра на право плавания. Получено разрешение администрации Северного морского пути на плавание в Арктике.

НЭС «Михаил Сомов» снова готов к плаванию по Северному морскому пути!