Местоположение определено правильно? Да Нет, выбрать другой город
Данные на 7:00 25.05.2020
+22 °C
Облачно
7
м/с,  В
90
%
749
мм рт. ст.
Данных нет
Прогнозы рассчитаны по автоматизированной технологии Гидрометцентра России без контроля синоптиком.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проект «Открытая служба»
Предложения, замечания и отзывы о нашей работе
Федеральные целевые программы
Перечни правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащие обязательные требования

Техника для санно-гусеничных походов Советской антарктической экспедиции

23 апреля 2020 г

Во время второй и третьей Комплексной антарктической экспедиции были открыты две континентальные станции: Восток и Полюс Недоступности.

Что значит открыть континентальную станцию? Для этого полярникам нужно было преодолеть расстояние в полторы тысячи километров от берега вглубь самого холодного и ветреного материка на планете. С грузами, топливом и здоровой командой. На путешествие уходит не один день пути. Какие же машины способны на такое?

В первых внутриконтинентальных походах советские полярники использовали тракторы, позже – тяжелые тягачи. Основной транспортной машиной для доставки грузов был артиллерийский тяжёлый тягач (АТТ), к которому прикреплялись деревянные сани с металлической оковкой весом до 3,5 т. Сам тягач весил около 20 т, кузов был рассчитан на 5 т груза. Эта машина могла тянуть за собой сани с загрузкой до 40 т. Первые рейсы АТТ проходили в особо тяжёлых условиях, по недостаточно освоенному маршруту. Чтобы не сбиться с курса, на тягачах было установлено радиотехническое и навигационное оборудование, а в экипаже обязательно находился штурман.

Первый транспортный санно-гусеничный поезд 3-й Комплексной антарктической экспедиции на станцию Восток состоял из пяти тягачей АТТ, доставивших 125 т различных грузов. Машины тратили большое количество дизельного топлива, а гусеничные ленты были недостаточно широкими для рыхлого снега, поэтому тягачи часто застревал по дороге.

На смену ему пришла более совершенная вездеходная машина, собранная на Харьковском заводе транспортного машиностроения им. Малышева – «Харьковчанка». Эти снегоходы впервые были завезены в 4-ю Советскую антарктическую экспедицию. Вес машины 35 т, мощность дизельного двигателя машины – более 500 л.с., на стальных санях она могла буксировать груз до 60 т. Утеплённый кузов «Харьковчанки» напоминал двухкомнатную квартиру (более 30 м²): шесть спальных мест, небольшой камбуз, туалет, радиорубка и кабина водителя. Спустя время снегоходные машины «Харьковчанка» были усовершенствованы и получили название «Харьковчанка-2».

В 33-ю САЭ в эксплуатацию поступила новая транспортная техника: двухзвенные тягачи-транспортёры ДТ-30-П, грузоподъёмностью 30 т. В 34-ю САЭ прошли испытания многоцелевого тяжёлого тягача [МТТ] с такой же грузоподъёмностью.

К 39-й Российской антарктической экспедиции поход осуществлялся на двухзвенных гусеничных транспортёрах ДТ-30П «Ишимбай». Эти тягачи были построены на Ишимбайском заводе транспортного машиностроения, отличались высокой проходимостью и манёвренностью. Грузоподъёмность – 30 т, максимальная мощность двигателя – 710 л.с., максимальная скорость движения – 37 км/ч.

Разгрузка тягачей в Мирном, 1959 г. Фото из архивов ААНИИ.

Снегоход «Харьковчанка» в разрезе.