Местоположение определено правильно? Да Нет, выбрать другой город
Данные на 16:00 13.12.2019
+6 °C
Дождь умеренный непрерывный
6
м/с,  СВ
89
%
767
мм рт. ст.
Данных нет
Прогнозы рассчитаны по автоматизированной технологии Гидрометцентра России без контроля синоптиком.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проект «Открытая служба»
Предложения, замечания и отзывы о нашей работе
Федеральные целевые программы
Перечни правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащие обязательные требования

Статья Западно-Сибирского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» в газете «Кузбасс»

В этом году гидрометеорологическая служба России празднует свой юбилей — 185 лет со дня основания. Должно быть, не осталось на земле человека, который бы не слышал анекдоты про метеорологов. Сравнивая их с гадалками и экстрасенсами, люди даже не задумываются о том, насколько важна эта профессия. Ни один аэропорт мира не обходится без авиационной метеорологической станции, ведь от точности ее работы зависит судьба самолетов и их пассажиров. Кемеровский аэропорт имени Алексея Леонова не стал исключением. Корреспондент газеты “Кузбасс” пообщался с сотрудниками его авиаметстанции с 86-летней историей и узнал все тонкости работы синоптиком.

Все сотрудники метеостанции ежедневно проходят через пропускной пункт. Мимо внимательной дежурной без пропуска и муха не пролетит.

Вход в здание, где расположена метеостанция, находится со стороны стоянки для самолетов. Это строго охраняемый объект, чтобы попасть туда, потребовалось личное разрешение начальника службы безопасности.

Следующий необходимый этап — это досмотр. В целях предотвращения террористических актов под рентгеновский сканер попадают личные вещи, а человека просят пройти через рамку металлодетектора. Эта процедура обязательна для всех, кто держит путь на воздушный перрон — огромное заасфальтированное пространство, обрамленное тонкой полоской зелени, разделяющей ее с голубым куполом неба. Большую часть дня она пустует, самолеты здесь бывают в основном рано утром. Но от этого она не теряет свои величие и притягательность.

Внимательность — залог безопасности

Офис работников метеоцентра оказался небольшим, но очень светлым и уютным. На небесно-голубых стенах висят географические и климатические карты, а также разнообразные графики, значение которых понимают только сотрудники. За лазурного цвета столом работает Наталья Николаевна — синоптик.

В соседнем кабинете работают техники, люди, которые по 12 часов в сутки наблюдают за показаниями приборов, приходящими им на компьютеры. От их внимательности и сосредоточенности напрямую зависит не только маршрут, но и судьба многих самолетов. Точность предоставляемой ими информации о погодных условиях позволяет экипажам всего мира оценить свои возможности и вовремя принять решение о дальнейших действиях. На них, так же как на летчиках и диспетчерах, лежит ответственность за жизнь людей.

— Наш аэропорт даже американцы в качестве запасного используют, — рассказывает Галина Александровна Миклева, исполняющая обязанности начальника метеоцентра.

Точность и оперативность превыше всего

Однако есть задачи, с которыми не справятся даже самые чувствительные и современные приборы. К примеру, в обязанности техника входит определение формы и количества облаков.

— Все данные, которые поступают к техникам, каждые три часа наносятся на карту погоды. По ней можно определить, где, к примеру, сейчас грозы. Затем, имея набор карт приземных, высотных, наш синоптик Наталья Николаевна составляет прогноз, — объясняет исполняющая обязанности начальника.

Прогноз создается также каждые три часа на сутки. Поэтому неточности маловероятны.

В 2015 году на метеостанции кемеровского аэропорта произошла модернизация. До этого работникам приходилось самостоятельно снимать показания приборов. Независимо от того, дождь, град, метель или ураган, каждый час хрупкие женщины выходили на улицу к аппаратуре. Сейчас эта обязанность лежит на высокочувствительной технике. Но несмотря на это, всю самую сложную и ответственную работу по-прежнему выполняют люди.

— Мы работаем в две смены — дневную и ночную. Все это время мы обязаны быть на рабочем месте, так как в любой момент диспетчеры или экипаж по громкой связи могут запросить у нас информацию о погодных условиях, — делится синоптик Наталья Николаевна. — Дневная смена еще может на пару минут подменить друг друга. В ночную смену выходит только один человек, которому нельзя отлучиться даже на пару минут.

На одном языке

Каждое утро дежурный синоптик проводит с диспетчерами метеоконсультацию, на которой дает примерную сводку погоды на день.

— Метеорологи, летчики, диспетчеры — все мы общаемся на одном языке. Не нужно разъяснять термины или значение показателей, так как в вузах и техникумах, где обучают нашим специальностям, метеорология является обязательным предметом изучения, — говорит Галина Александровна.

Кроме того, метеорология относится к точным наукам, поэтому знание физики является обязательным для людей этой профессии. Два раза в год они должны подтверждать свои знания на зачетах и дистанционно повышать свою квалификацию. Однако метеостанция все равно нуждается в молодых кадрах, теоретическая база которых будет лучше и современнее.

— К сожалению, в нашей области метеорологов не готовят. Ближайшие учебные заведения, где обучают этой профессии, находятся в Томске, Новосибирске и Иркутске, — сетует исполняющая обязанности начальника метеослужбы аэропорта.

Неподвластный живой организм

Точность и ответственность рабочих будней синоптика не мешает им быть окутанной своеобразной романтикой.

— Погода — живой организм, — восхищается Галина Александровна, — она никогда не повторяется. Вроде бы теплый сектор и теплый сектор, но все равно присутствуют нюансы, которые отличают его от всех других.

— Это невероятное чувство, когда ты стоишь у взлетно-посадочной полосы, смотришь на самолет и понимаешь, что от тебя зависит, взлетит он или нет, — делится одна из техников.

На вопрос о том, как они относятся к анекдотам и скептицизму по отношению к профессии метеоролога, отвечают с улыбкой:

— А как мы должны относиться? Смеёмся. Люди хотят стопроцентной точности, но при этом забывают, что прогноз — всего лишь научно обоснованное предположение. Оно сбывается в 9 из 10 случаев, но человек запомнит только тот единственный случай, когда он не сбылся. И в этом винят нас — синоптиков. Человечеству никогда не удастся подчинить себе погоду, независимо от научно-технического прогресса.

Галина Александровна признается, что любит свою работу, несмотря ни на что. Она не жалеет, что выбрала именно эту профессию много лет назад. Будьте уверены, метеорологи кемеровского аэропорта имени Алексея Леонова каждую минуту стоят на страже погоды.

ДЛЯ СПРАВКИ

Кемеровская метеорологическая станция была открыта 1 мая 1933 года при товарной конторе железнодорожного вокзала. Через год она была перенесена в аэропорт и в 1940 году переименована в Авиационную метеорологическую станцию, прогнозы и штормовые предупреждения для которой приходили из Новосибирска.
Станция была опорным метеопунктом, находившимся в деревянном здании аэропорта, и круглосуточно обслуживала нужды народного хозяйства и авиации.
В начале 1974 года на аэродроме Кемерова был установлен метеорологический радиолокатор, с которого в этом же году была передана первая телеграмма и первая радиолокационная карта в Новосибирск.
Для приема мощных современных лайнеров в конце 2001 года в аэропорту Кемерова была построена новая взлетно-посадочная полоса с современным светотехническим оборудованием, а также было полностью обновлено все метеорологическое оборудование.
В 2008 году исполнилось 75 лет со дня организации метеостанции. Сегодня в штате АМСГ трудятся 14 человек: начальник, шесть синоптиков, шесть техников-метеорологов, один электроник, способных оперативно, грамотно и качественно работать в современных условиях.