Местоположение определено правильно? Да Нет, выбрать другой город
Данные на 12:51 23.11.2017
+6 °C
Переменная облачность
2
м/с,  ЮЗ
36
%
763
мм рт. ст.
Данных нет
Прогнозы рассчитаны по автоматизированной технологии Гидрометцентра России без контроля синоптиком.
Карта опасных явлений
Уровень воды в озере Байкал
Проект «Открытая служба»
Предложения, замечания и отзывы о нашей работе
Федеральные целевые программы
Перечни правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащие обязательные требования
План деятельности Росгидромета
Общественный совет
Распоряжение Правительства РФ от 2 сентября 2014 г. N 1676-р

Распоряжение Правительства РФ от 2 сентября 2014 г. N 1676-р

1. Одобрить прилагаемую Концепцию создания и развития Российского научного центра на архипелаге Шпицберген (далее - Концепция).

2. Минприроды России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями:

обеспечить реализацию Концепции;

разработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Концепции.

3. Минприроды России, Минэкономразвития России, Минобрнауки России, МИДу России, Росгидромету, ФАНО России, федеральному государственному бюджетному учреждению "Российская академия наук" и иным заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и организациям руководствоваться положениями Концепции при принятии мер по организации и обеспечении деятельности Российского научного центра на архипелаге Шпицберген, в том числе в рамках разработки и реализации федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации.

4. Минприроды России обеспечить совместно с МИДом России, Минэкономразвития России, Росгидрометом и ФАНО России подготовку и представление в Правительство Российской Федерации проекта правового акта о создании постоянно действующей Российской научной арктической экспедиции на архипелаге Шпицберген.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Д. Медведев

Москва
2 сентября 2014 г. N 1676-р

Концепция
создания и развития Российского научного центра на архипелаге Шпицберген
(одобрена
распоряжением Правительства РФ от 2 сентября 2014 г. N 1676-р)

I. Общие положения

Обеспечение российского присутствия на архипелаге Шпицберген относится к числу стратегических приоритетов государственной политики Российской Федерации в Арктике. Постоянное присутствие Российской Федерации, являющейся одним из государств - участников Договора о Шпицбергене 1920 года, в этом регионе способствует обеспечению геополитических интересов России, укреплению мира и стабильности в Арктике. Российской Федерации принадлежит весомая роль в истории открытия и освоения архипелага Шпицберген, международно-правовой статус которого определен указанным Договором.

Стратегия российского присутствия на архипелаге Шпицберген до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2012 г. N 356-р, предусматривает оптимизацию и диверсификацию российской деятельности на архипелаге Шпицберген. Несмотря на то что угледобыча в настоящее время и на ближайшую перспективу остается основой российской экономической деятельности на архипелаге, одним из наиболее эффективных и соответствующих национальным интересам Российской Федерации в Арктике видов деятельности является развитие фундаментальных и прикладных научных исследований.

Развитие экономической деятельности на архипелаге Шпицберген, а также определение его международно-правового статуса оказали большое влияние на развитие фундаментальных и прикладных научных исследований. Сегодня они стали одним из главных факторов присутствия различных стран на архипелаге.

Архипелаг Шпицберген в силу своего уникального географического положения, особенностей формирования природной среды представляет собой уникальный полигон для проведения высокоширотных комплексных научных исследований.

II. Инновационная система и предпосылки для создания Российского научного центра на архипелаге Шпицберген

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, предусматривает в целях укрепления позиций России в мире развитие науки и повышение эффективности сектора исследований и разработок.

Создание Российского научного центра на архипелаге Шпицберген (далее - Российский научный центр) в целях комплексного изучения природной среды на архипелаге и в прилегающей акватории Северного Ледовитого океана соответствует основным приоритетам Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р.

Реализация Стратегии российского присутствия на архипелаге Шпицберген до 2020 года в области фундаментальных и прикладных научных исследований предусматривает организацию Российского научного центра с использованием инфраструктуры поселков Баренцбург и Пирамида.

Научные исследования на архипелаге Шпицберген активно проводятся с 60-х годов ХХ века. В настоящее время в них принимает участие около 10 российских научно-исследовательских организаций различной ведомственной принадлежности. Исследования ведутся по таким научным дисциплинам, как геофизика, гляциология, океанография, биология, геология, археология, история, мониторинг загрязнения и гидрометеорологический мониторинг.

Основная научная инфраструктура и научное оборудование имеют различную ведомственную принадлежность и находятся в пос. Баренцбург. В ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды находится 4 строения, в ведении Федерального агентства научных организаций - 4 строения и 5 легких павильонов, в ведении Федерального агентства по недропользованию - 1 строение.

Финансовое обеспечение научно-исследовательской деятельности осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках субсидий за счет федерального бюджета на возмещение затрат по осуществлению деятельности российских организаций на архипелаге Шпицберген через федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный трест "Арктикуголь", которое является головной российской организацией, осуществляющей хозяйственную деятельность на архипелаге. На эти цели ежегодно выделяется около 50 млн рублей (в 2013 году - 54,5 млн рублей).

В рамках подпрограммы "Освоение и использование Арктики" федеральной целевой программы "Мировой океан" (государственный заказчик - Министерство экономического развития Российской Федерации) в 2009-2013 годах выполнялся проект "Укрепление российского присутствия на архипелаге Шпицберген" (исполнитель - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), в соответствии с которым были проведены мероприятия по созданию основной инфраструктуры Российского научного центра. Мероприятия включали реконструкцию 3 существующих объектов гидрометеорологической обсерватории "Баренцбург", создание 5 научных полигонов, пункта приема, обработки и передачи спутниковой информации с установкой 3 антенн (объекты будут находиться в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды). Финансовое обеспечение проекта составило 610,2 млн рублей, из них по направлению расходов "капитальные вложения" - 383,3 млн рублей, по направлению расходов "научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" - 44,6 млн рублей, по направлению расходов "прочие нужды" - 182,3 млн рублей.

В настоящее время основными проблемами развития российских научных исследований на архипелаге Шпицберген являются:

недостаточная межведомственная координация выполняемых научных программ;

слабая логистическая база для проведения научных исследований, экспедиционных и полевых работ;

несовершенный механизм предоставления субсидий на научную деятельность и недостаточная эффективность их использования;

отсутствие в законодательстве Российской Федерации норм, регулирующих отношения в сфере научно-исследовательской деятельности российских юридических и физических лиц на территории иностранных государств в соответствии с международными договорами;

отсутствие международной конвенции, регулирующей научную деятельность на архипелаге Шпицберген.

Создание Российского научного центра обеспечит поэтапное решение указанных проблем, позволит скоординировать усилия и оптимизировать затраты на проведение научных исследований.

Развитие российской научной деятельности на архипелаге Шпицберген, включая создание Российского научного центра, должно осуществляться с соблюдением российского, норвежского и международного законодательств, включая необходимые российско-норвежские консультации и согласования.

III. Цель, направления деятельности и задачи Российского научного центра

Российский научный центр создается в целях комплексного изучения природной среды на архипелаге Шпицберген, прилегающем континентальном шельфе и в акватории Северного Ледовитого океана в интересах экономического развития и безопасности Российской Федерации, создания единой инфраструктуры систем мониторинга природных процессов, состояния и загрязнения окружающей среды в регионе и в акватории Северного Ледовитого океана, координации научных программ, выполняемых организациями различной ведомственной принадлежности, обеспечения международного сотрудничества и укрепления российского присутствия на архипелаге.

Основными направлениями научной деятельности Российского научного центра являются:

комплексное изучение природной среды и климата архипелага Шпицберген (метеорологические, климатические, географические, океанографические, гляциологические, геофизические и другие исследования) с целью выявления трендов их эволюции;

геолого-геофизические исследования архипелага Шпицберген и прилегающего континентального склона и шельфа;

исследования экосистем фьордов и морей, омывающих архипелаг Шпицберген;

исследование волновых процессов и корпускулярных потоков в атмосфере, ионосфере и околоземном космическом пространстве;

биологические исследования наземных экосистем;

медико-биологические исследования адаптации человека к высокоширотной среде обитания;

мониторинг загрязнения окружающей среды;

историко-археологические исследования.

Основными мероприятиями по реализации направлений научной деятельности являются:

исследование текущих и будущих климатических изменений на архипелаге Шпицберген;

исследование состояния арктических экосистем как основы оптимального планирования мероприятий по охране окружающей среды на архипелаге Шпицберген и в акватории Северного Ледовитого океана;

оценка и прогнозирование состояния биологических ресурсов Западной Арктики для обеспечения экономически эффективного рыбного промысла;

развитие информационной системы по природной среде архипелага Шпицберген и Северного Ледовитого океана;

изучение влияния космо- и гелиогеофизических факторов на космическую погоду и развитие аномальных геофизических и атмосферных процессов, оказывающих негативное воздействие на технологические системы, среду обитания и здоровье человека;

комплексные исследования литосферы архипелага Шпицберген и изменений природной среды в геологическом прошлом;

мониторинг водных объектов суши архипелага Шпицберген, исследование водного баланса речных бассейнов и влияния климатических изменений на гидрологический режим;

комплексные исследования ледников, снежного покрова и многолетнемерзлых пород на архипелаге Шпицберген;

изучение океанографических процессов в омывающих морях и внутренних фьордах на архипелаге Шпицберген;

мониторинг загрязнения природной среды в местах хозяйственной деятельности российских предприятий на архипелаге Шпицберген;

медико-биологический мониторинг населения архипелага Шпицберген;

изучение историко-археологических аспектов освоения архипелага Шпицберген.

Основными задачами Российского научного центра на архипелаге Шпицберген являются:

обеспечение и координация научных исследований в соответствии с направлениями деятельности Российского научного центра и долговременной комплексной программой по фундаментальным и прикладным исследованиям;

обеспечение международного научно-технического сотрудничества;

научно-образовательная деятельность.

Стратегия российского присутствия на архипелаге Шпицберген до 2020 года предусматривает необходимость обеспечения российского участия в крупных международных научно-исследовательских программах и проектах на архипелаге, в том числе в программах и проектах, обеспечивающих непрерывный мониторинг состояния окружающей среды Арктики.

Направления российских научных исследований во многом соответствуют тематике, планируемой к реализации в рамках международного проекта "Комплексная арктическая наблюдательная система на Шпицбергене" (SIOS) (наблюдения за непрерывными изменениями в природной среде и климате на архипелаге Шпицберген). Участие Российского научного центра в этом проекте будет полностью соответствовать решению задачи обеспечения российского участия в крупных международных научно-исследовательских программах и проектах на архипелаге, в том числе в программах и проектах, обеспечивающих непрерывный мониторинг состояния окружающей среды Арктики.

Российский научный центр также обеспечит представительство Российской Федерации в Шпицбергенском научном форуме (SSF).

Научно-образовательная деятельность Российского научного центра позволит обеспечить учебные и производственные практики студентов профильных вузов, взаимодействие с проектом "Арктический плавучий университет".

IV. Основные ожидаемые результаты деятельности по созданию Российского научного центра

Стратегия российского присутствия на архипелаге Шпицберген до 2020 года реализуется в 2 основных этапа (1-й этап - 2012-2015 годы, 2-й этап - 2016-2020 годы). В соответствии с задачами 1-го этапа к 2014 году на архипелаге Шпицберген будет в основном завершено создание инфраструктуры Российского научного центра. К концу 2015 года должен быть создан Российский научный центр с научной инфраструктурой, позволяющей эффективно проводить фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому кругу вопросов, связанных с изучением природной среды Арктики.

Инфраструктура Российского научного центра будет включать комплекс зданий для размещения и работы научных сотрудников экспедиций, лабораторные корпуса, оборудованные современным аналитическим оборудованием и приборами, пункт приема, обработки и передачи спутниковой информации, научные полигоны и сооружения логистического назначения (склады, гараж). Российский научный центр должен обеспечивать пребывание и полевые исследования научных работников в летний (до 100 человек) и зимний (до 25 человек) периоды, а также практику студентов.

Пункт приема, обработки и передачи спутниковой информации предназначен для сбора, обработки и передачи данных в систему телесвязи Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Он войдет в состав центра спутникового мониторинга Арктики, который позволит обеспечить полноценное покрытие Западной и Центральной Арктики, большей части Северной Атлантики, а также обеспечить максимальную оперативность получения спутниковой информации по региону.

Научные полигоны (геофизический, экологический, криосферно-гидрологический, океанографический, метеорологический) также создадут основу для развития научно-технического сотрудничества с международными научными проектами и программами, реализуемыми на архипелаге Шпицберген.

Основная научная инфраструктура будет находиться в пос. Баренцбург. В пос. Пирамида планируется создание филиалов экологического, криосферно-гидрологического, океанографического и метеорологического полигонов.

Деятельность Российского научного центра позволит:

повысить навигационную, гидрометеорологическую и экологическую безопасность морской деятельности в Арктике, включая гидрометеорологическое обеспечение деятельности Военно-Морского Флота Российской Федерации, морских транспортных операций, работ по освоению и сохранению биологических и минеральных ресурсов Арктики;

исследовать с большей эффективностью изменения природной среды архипелага Шпицберген и Западной Арктики в результате глобальных изменений климата и антропогенного воздействия;

активизировать изучение геологического развития и минерагении литосферы архипелага Шпицберген и прилегающего континентального шельфа;

повысить устойчивость радиосвязи и навигационного оборудования в условиях магнитных бурь и возмущений ионосферы;

создать условия для привлечения новых организаций и развития новых направлений научных исследований;

повысить качество научных исследований и обучения молодых специалистов благодаря применению нового современного оборудования, а также возможности оперативного обследования больших территорий и акваторий;

увеличить число молодых специалистов и ученых - исследователей Арктики;

повысить уровень международной кооперации с участием российских специалистов.

Стратегическими результатами деятельности Российского научного центра на долгосрочный период будут:

повышение статуса российской науки среди арктических государств;

подготовка высококвалифицированных научных кадров для работы в Арктике;

получение большого объема знаний о природной среде Арктики и влиянии на нее глобальных климатических изменений;

широкая международная научная кооперация, обмен знаниями;

укрепление позиций Российской Федерации в Арктике, сохранение мира и стабильности в регионе.

Перечень целевых индикаторов и показателей деятельности Российского научного центра на архипелаге Шпицберген приведен в приложении N 1.

V. Организационная форма и структура Российского научного центра, система управления и контроль за его деятельностью

Российский научный центр будет представлять собой научный консорциум научно-исследовательских, научно-образовательных и других заинтересованных организаций различной ведомственной принадлежности, созданный в целях объединения научных потенциалов и координации действий по комплексному изучению природной среды на архипелаге Шпицберген и в акватории Северного Ледовитого океана.

Участники научного консорциума обладают юридической и хозяйственной самостоятельностью и осуществляют деятельность в той сфере, где они имеют наибольшую компетенцию.

Российский научный центр не является юридическим лицом.

Научная инфраструктура, имеющая различную ведомственную принадлежность, используется участниками научного консорциума совместно. При необходимости возможно создание центра коллективного пользования научным и технологическим оборудованием.

Управление и научное руководство деятельностью Российского научного центра будут осуществляться соответственно наблюдательным советом и научным советом.

Наблюдательный совет является управляющим органом. Он осуществляет управление Российским научным центром и контроль за его работой, рассматривает и утверждает перспективные и текущие планы деятельности Российского научного центра, научные программы. В его состав входят представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федерального агентства по недропользованию, федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук", Федерального агентства научных организаций, федерального государственного унитарного предприятия "Государственный трест "Арктикуголь" и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций. Наблюдательный совет ежегодно представляет отчет в Правительственную комиссию по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген.

Научный совет является органом, осуществляющим научное руководство деятельностью Российского научного центра, и подчиняется наблюдательному совету. Он осуществляет координацию научных исследований, формирует перспективные и текущие планы, программы работ, готовит предложения и рекомендации по развитию деятельности, включая международное сотрудничество, по научным и прикладным задачам, финансовому и материальному обеспечению деятельности Российского научного центра и другое. В его состав входят представители научных организаций различной ведомственной принадлежности, участвующих в деятельности Российского научного центра.

Координатором Российского научного центра (научного консорциума) является федеральное государственное бюджетное учреждение "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт". На его базе в качестве структурного подразделения создается постоянно действующая Российская научная арктическая экспедиция на архипелаге Шпицберген, организованная по аналогии с Российской антарктической экспедицией. Деятельность Российской научной арктической экспедиции на архипелаге Шпицберген определяется распорядительным актом Правительства Российской Федерации и другими соответствующими документами.

Российская научная арктическая экспедиция на архипелаге Шпицберген осуществляет логистическое обеспечение выполнения научных исследований, координацию полевых работ, информационную и методическую поддержку деятельности Российского научного центра, принимает заявки на проведение научных исследований на архипелаге, дает предложения по формированию проектов перспективных и текущих планов деятельности Российского научного центра, научных программ, а также контролирует их выполнение.

Структура и схема управления Российским научным центром могут корректироваться по решению Правительственной комиссии по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген с целью обеспечения его эффективного функционирования.

VI. Финансовое обеспечение деятельности Российского научного центра

Финансовое обеспечение деятельности Российского научного центра планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы", государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 301 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы", ведомственных программ, государственных заданий, а также за счет субсидий, грантов и внебюджетных источников.

Федеральные органы исполнительной власти и организации, подведомственные учреждения которых участвуют в деятельности Российского научного центра, планируют финансовое обеспечение своей деятельности в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Финансово-экономическое обоснование деятельности Российского научного центра на архипелаге Шпицберген представлено в приложении N 2.

Приложение N 1
к
Концепции создания и развития
Российского научного центра
на архипелаге Шпицберген

Целевые индикаторы и показатели
деятельности Российского научного центра на архипелаге Шпицберген


2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

1. Количество публикаций по результатам исследований в научных журналах, индексируемых в базе данных Scopus и базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), в год (единиц)

10

12

15

20

26

30

2. Прирост объема спутниковой информации о природной среде архипелага Шпицберген и состоянии акватории Северного Ледовитого океана, используемой для подготовки гидрометеорологической и ледовой продукции, в год (терабайт)

3

2,6

3

3

3,2

3,2

3. Доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей - участников научных проектов (процентов)

28

30

31

33

34

35

4. Количество студентов, прошедших практику в Российском научном центре на архипелаге Шпицберген (человек)

20

25

30

35

40

50

5. Доля кандидатов и докторов наук в общей численности исследователей в возрасте до 39 лет (процентов)

10

15

15

20

20

25

Приложение N 2
к
Концепции создания и развития
Российского научного центра
на архипелаге Шпицберген

Финансово-экономическое обоснование
деятельности Российского научного центра на архипелаге Шпицберген

Финансовое обеспечение деятельности Российского научного центра на архипелаге Шпицберген (далее - Российский научный центр) планируется осуществлять по следующим направлениям:

научно-исследовательские работы - за счет средств федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы", государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 301 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы", ведомственных программ, государственных заданий, а также за счет субсидий, грантов и внебюджетных источников;

Российская научная арктическая экспедиция на архипелаге Шпицберген (далее - экспедиция) - за счет средств федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы (государственный заказчик - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды).

Экспедиция является рабочим инструментом Российского научного центра (научного консорциума) и обеспечивает проведение полевых научных исследований.

Экспедиция должна обеспечить единовременное присутствие на архипелаге Шпицберген до 100 человек. С учетом круглогодичного пребывания на архипелаге 25 человек (зимовочный состав) в летний период численность сезонного состава может достигать 75 человек.

В настоящее время круглогодичный (зимовочный) экспедиционный состав размещается в жилом корпусе гидрометеорологической обсерватории "Баренцбург" (15 человек) и в корпусе Кольского научного центра (3 человека) с возможностью дополнительного размещения до 22 человек (двухместное размещение).

В корпусе федерального государственного унитарного научно-производственного предприятия "Полярная морская геологоразведочная экспедиция" потенциально возможно размещение 30 человек (двухместное размещение). Однако в настоящее время он нуждается в ремонте и для размещения экспедиционного состава малопригоден.

Других жилых помещений для размещения экспедиционного состава нет.

Размер средств федерального бюджета, необходимых для обеспечения деятельности экспедиции в расчете на год, составит 112861,7 тыс. рублей, в том числе:

для оплаты труда - 36900 тыс. рублей из расчета:

25 человек круглогодичного состава (365 дней) - научные работники организаций - участников консорциума, зачисляемые на период работ в штат федерального государственного бюджетного учреждения "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт" (25 человек х 12 месяцев х 75 тыс. рублей), - 22500 тыс. рублей;

75 человек сезонного состава (в сумме за год 90 дней пребывания на архипелаге Шпицберген одного сезонного сотрудника), из которых 35 человек - научные работники организаций - участников консорциума, временно откомандированные и финансируемые этими организациями, 40 человек - специалисты обеспечивающих технических специальностей (25 человек) и студенты и практиканты профильных вузов (15 человек), зачисляемые на период сезонных работ в штат федерального государственного бюджетного учреждения "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт" (40 человек х 3 месяца х 65 тыс. рублей), - 7800 тыс. рублей;

10 человек обеспечивающего состава (в федеральном государственном бюджетном учреждении "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт") (10 человек х 12 месяцев х 55 тыс. рублей) - 6600 тыс. рублей;

для начислений на оплату труда (30,2 процента) - 11143,8 тыс. рублей;

для командировочных выплат (дорога в пос. Баренцбург и обратно (3 суток), проживание в гостинице (2 ночи) в период следования, из расчета 65 человек) - 1196,39 тыс. рублей, в том числе суточные - 79 долларов США (2 суток) по курсу 37 рублей (согласно курсу доллара США на 2015 год, приведенному в основных показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014-2017 годы, подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации) (2,923 тыс. рублей х 2 суток х 65 человек) - 379,99 тыс. рублей, гостиница - 1055 норвежских крон за ночь (по курсу на 22 июля 2014 г. 10 норвежских крон - 1,61 доллара США - 59,57 рубля) (6,28 тыс. рублей х 2 ночи х 65 человек) - 816,4 тыс. рублей;

для размещения сезонного экспедиционного состава (в гостинице "Баренцбург" федерального государственного унитарного предприятия "Государственный трест "Арктикуголь", из расчета 40 человек) - (40 человек х 90 дней х 3 тыс. рублей) - 10800 тыс. рублей;

для прочих расходов, включающих:

услуги связи (в год) - 2000 тыс. рублей;

транспортные услуги (перелет Санкт-Петербург - Баренцбург - Санкт-Петербург, из расчета 65 человек, доставка грузов, аренда вертолета, буксира) - 7500 тыс. рублей;

содержание инфраструктуры - 4952,5 тыс. рублей, в том числе объектов Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - 3824,5 тыс. рублей, объектов Федерального агентства научных организаций - 564 тыс. рублей, объектов федерального государственного унитарного научно-производственного предприятия "Полярная морская геологоразведочная экспедиция" - 564 тыс. рублей;

услуги по содержанию имущества, включая ремонт и поверки измерительных приборов - 1500 тыс. рублей;

налоги на имущество (2,2 процента стоимости) - 1364 тыс. рублей;

увеличение стоимости основных средств - 31330 тыс. рублей, в том числе амортизация оборудования - 29160 тыс. рублей, докомплектация и модернизация оборудования научных полигонов - 2170 тыс. рублей;

увеличение стоимости материальных запасов (климатическая одежда, горюче-смазочные материалы, расходные материалы) - 4175 тыс. рублей.

Средства федерального бюджета в размере 112861,7 тыс. рублей, необходимые для ежегодного обеспечения деятельности экспедиции, планируются сверх пределов бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012-2020 годы (государственный заказчик - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды).

Основные направления научной деятельности Российского научного центра реализуются в соответствии с комплексной программой фундаментальных и прикладных научных исследований Российского научного центра на архипелаге Шпицберген на 2014-2020 годы. Для ее реализации потребуется финансовое обеспечение на проведение научно-исследовательских работ в размере 773100 тыс. рублей (ориентировочно 110400 тыс. рублей в год).

Таким образом, реализация комплексной программы фундаментальных и прикладных научных исследований Российского научного центра на архипелаге Шпицберген на 2014-2020 годы и обеспечение деятельности экспедиции потребуют финансового обеспечения в размере 223261,7 тыс. рублей в год.

В настоящее время финансовое обеспечение российской научной деятельности на архипелаге Шпицберген осуществляется в основном за счет субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат по осуществлению деятельности российских организаций на архипелаге Шпицберген через федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный трест "Арктикуголь" (целевая статья 030 08 00 "Субсидии российским организациям на обеспечение деятельности на архипелаге Шпицберген", ежегодно на научную деятельность выделяется около 50 млн рублей), а также за счет внебюджетных источников (для решения отдельных задач).

Поскольку в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" средства на реализацию комплексной программы фундаментальных и прикладных научных исследований Российского научного центра на архипелаге Шпицберген на 2014-2020 годы не предусмотрены, в 2014 году финансовое обеспечение научных исследований на архипелаге Шпицберген будет осуществляться за счет субсидий из средств федерального бюджета на возмещение затрат по осуществлению деятельности российских организаций на архипелаге Шпицберген через федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный трест "Арктикуголь", а также государственных заданий, грантов, внебюджетных источников.

На 2-м этапе (с 2016 года) реализации Стратегии российского присутствия на архипелаге Шпицберген до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2012 г. N 356-р, в целях повышения эффективности использования бюджетных средств целесообразно осуществить переход к механизму по финансовому обеспечению деятельности Российского научного центра напрямую через участников научной деятельности - главных распорядителей бюджетных средств.