Местоположение определено правильно? Да Нет, выбрать другой город
Данные на 18:51 24.11.2017
+6 °C
Ясно
3
м/с,  ЮВ
57
%
752
мм рт. ст.
Данных нет
Прогнозы рассчитаны по автоматизированной технологии Гидрометцентра России без контроля синоптиком.
Карта опасных явлений

О службе

Уровень воды в озере Байкал
Проект «Открытая служба»
Предложения, замечания и отзывы о нашей работе
Федеральные целевые программы
Перечни правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащие обязательные требования
План деятельности Росгидромета
Общественный совет

Филиал Севера Сибири ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»

Материал представлен Филиалом Севера Сибири ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»

Из воспоминаний ветеранов, бывших работников авиаметеорологического центра Ханты-Мансийск (в период ВОВ — АМСГ Самарово), Поповой Зинаиды Константиновны и Шумской Антонины Станиславовны, одних из первых синоптиков авиаметподразделения

Попова Зинаида Константиновна и Шумская Антонина Станиславовна, первые синоптики авиаметподразделения Ханты-Мансийска
Попова Зинаида Константиновна и Шумская Антонина Станиславовна, первые синоптики авиаметподразделения Ханты-Мансийска

Повествования от имени Поповой З.К.

Свою работу в системе Гидрометслужбы, мы с Антониной Станиславовной начали с мая 1939 года. Были командированы в Западно-Сибирское УГМС. В Новосибирске мы пробыли на стажировке 1 месяц и направлены в Тобольск, где в это время было отделение. Из Тобольска первым пароходом нас направили в АМСГ Самарово (теперь Ханты-Мансийск) на должность синоптика.

Аэропорт и АМСГ Самарово в то время находились на высоком правом берегу р. Иртыш в 6 км. от Ханты-Мансийска. Назывался Остяко-Вогульск. Переименование произошло в 1940 г., когда Тюмень выделилась в самостоятельную область. Застройка Ханты-Мансийска в то время только начиналась. Выстроены были здания окружкома, окрисполкома, НКВД и главпочты. Жилой массив в основном находился в Самарово. Начальником АМСГ Самарово был в то время Гуров И.П., но вскоре он уехал в отпуск и в АМСГ не вернулся.

Опыт работы приобретался трудно. Да, и не удивительно, ведь информация о погоде была крайне ограниченной. АМСГ в Березово, Тобольске и Сургуте в то время не было, а полеты самолетов проводились. По трассе были организованы АМСГ Тюмень, Самарово, Салехард. Погода с метеостанций и визуальных пунктов поступала только по нашим запросам по телеграфу. На визуальных пунктах по совместительству работали надсмотрщики телеграфных линий, не имеющих никакой подготовки по метеорологии. Поэтому информация о погоде от них вызывала порой недоумение: «Низкая осадка, плохая видимость, идет мелкий ситник, погода пуржит, на деревьях куржак». Приходилось вылетать и консультировать по наблюдениям за атмосферными явлениями. Тем более, что часто информацию подавали не сами наблюдатель, а кто-либо из их семьи. Они же находились на исправлении телеграфной линии.

Так мы проработали до ноября 1940 г., когда нас перевели в Омск, в связи с реорганизацией управления. Работать в Омском управлении пришлось недолго, началась Великая Отечественная война. С первых дней войны были мобилизованы все мужчины, работавшие на АМСГ. И мне (Поповой З.К.) приказано в июле 1941 года выехать в АМСГ Самарово и приступить работать уже в должности начальника. В августе 1941 года прибыла и Антонина Станиславовна на должность старшего синоптика.

В связи с призывом на фронт, штат АМСГ был оголен до 50%, особенно тяжело было с техниками. Их у нас осталось 3 чел. и 2 синоптика. АМСГ в то время входила в основную опорную сеть с полным объемом метеонаблюдений, шаропилотных основных и для авиации, фенологических наблюдений по агрометеорологии.

С началом войны вся информация стала закрытой (закодированной). И всю эту работу по наблюдениям, обработке и составлению таблиц, а также расшифровка данных для синоптических карт необходимо было обеспечить штатом в 3 чел. Выход из этого положения нашли, двух техников посадили на подготовку синоптических карт, а к старшему технику подключались синоптики (Шумская, Тимченко). Снегосъемки, зарядку газогенератора и водомерные наблюдения проводили все работники АМСГ по очереди в свое свободное время от других работ.

Пополнение штата АМСГ в основном началось в конце 1943 года, что значительно облегчило работу синоптиков. Районы обслуживания полетов самолетами были большими. В таежных районах Ханты-Мансийского округа было много озер, где проводился лов рыбы, а в лесах промыслы пушного зверя. Вывоз всего этого происходил в основном на самолетах легкого парка. Началась работа геологов по разведке ископаемых. Производились аэрофотосъемки районов, где в настоящее время происходит добыча нефти и газа. В летний период много обслуживалось самолетов лесной авиации, производящих патрулирование по обнаружению и ликвидации лесных пожаров.

В ноябре 1943 года, немцами в Обскую губу в районе Тамбея и Се-Яхи, был сброшен военный десант. Началась война и на Севере. Все аэропорты, трассы, а вместе с ними и АМСГ перешли на военное положение. Ответственность за свои прогнозы возросла в несколько раз, т.к. появились тяжелые самолеты, не приспособленные к полетам в условиях севера. В марте 1944 г. Всех синоптиков с трассы срочно отозвали в Омск на курсы обучения новым методам прогнозирования. Зимнюю навигацию приказано было закончить начальнику АМСГ Салехард Перцевой В.Г. и мне. Но она тоже вылетела в Омск вместе со всеми синоптиками. И синоптическое обслуживание полетов самолетов пришлось принять мне одной. Я вылетела в Салехард и оттуда вела обслуживание всей трассы и Заполярья. Военные действия на Севере закончились в конце апреля 1944 года.

Летом 1944 года на АМСГ планировалось открытие пункта радиозондирования. Но необходимо было построить новое водохранилище. Аэропорт поставил нам только столбы и стропила под крышу. А обивку стен тесом и штукатурку мы произвели своими силами. Было тяжело, коллектив в основном женский, но за месяц построили нашу водородку.

Незадача у нас первое время получалась с радиозондированием. Сигналы прекращались в первые же минуты, хотя на земле сигналы были слышны хорошо. И только с получением новой партии радиозондов было начато радиозондирование. Оказалось, что первая партия имела брак передатчиков. Закончилась война, но выехать с Севера нам разрешили только в 1948 году.

И все же работа синоптиком и особенно ПМСГ осталось самой запоминающей для меня. Здесь я впервые поняла, как необходима наша служба для летного состава и для многих, многих народнохозяйственных организаций.

Гидропорт (аэропорта) Самарово, в котором размещалось АМСГ
Гидропорт (аэропорта) Самарово, в котором размещалось АМСГ

Аэропорт тех лет представлял собой в зимнее время подготовленную площадку для взлета и посадки ВС на левом берегу Иртыша, а в летнее время гидросамолеты производили полеты прямо с акватории реки Иртыш.

Метеоплощадка в аэропорту г. Сургут 1943 г.
Метеоплощадка в аэропорту г. Сургут 1943 г.