Местоположение определено правильно? Да Нет, выбрать другой город
Данные на 1:51 15.08.2018
+21 °C
Переменная облачность
4
м/с,  ЮЗ
90
%
757
мм рт. ст.
Данных нет
Прогнозы рассчитаны по автоматизированной технологии Гидрометцентра России без контроля синоптиком.
Карта опасных явлений
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

О службе

Проект «Открытая служба»
Предложения, замечания и отзывы о нашей работе
Федеральные целевые программы
Перечни правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащие обязательные требования

Филиал Севера Сибири ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»

Материал представлен Филиалом Севера Сибири ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета»

Из воспоминаний ветеранов, бывших работников авиаметеорологического центра Ханты-Мансийск (в период ВОВ — АМСГ Самарово), Поповой Зинаиды Константиновны и Шумской Антонины Станиславовны, одних из первых синоптиков авиаметподразделения

Попова Зинаида Константиновна и Шумская Антонина Станиславовна, первые синоптики авиаметподразделения Ханты-Мансийска
Попова Зинаида Константиновна и Шумская Антонина Станиславовна, первые синоптики авиаметподразделения Ханты-Мансийска

Повествования от имени Поповой З.К.

Свою работу в системе Гидрометслужбы, мы с Антониной Станиславовной начали с мая 1939 года. Были командированы в Западно-Сибирское УГМС. В Новосибирске мы пробыли на стажировке 1 месяц и направлены в Тобольск, где в это время было отделение. Из Тобольска первым пароходом нас направили в АМСГ Самарово (теперь Ханты-Мансийск) на должность синоптика.

Аэропорт и АМСГ Самарово в то время находились на высоком правом берегу р. Иртыш в 6 км. от Ханты-Мансийска. Назывался Остяко-Вогульск. Переименование произошло в 1940 г., когда Тюмень выделилась в самостоятельную область. Застройка Ханты-Мансийска в то время только начиналась. Выстроены были здания окружкома, окрисполкома, НКВД и главпочты. Жилой массив в основном находился в Самарово. Начальником АМСГ Самарово был в то время Гуров И.П., но вскоре он уехал в отпуск и в АМСГ не вернулся.

Опыт работы приобретался трудно. Да, и не удивительно, ведь информация о погоде была крайне ограниченной. АМСГ в Березово, Тобольске и Сургуте в то время не было, а полеты самолетов проводились. По трассе были организованы АМСГ Тюмень, Самарово, Салехард. Погода с метеостанций и визуальных пунктов поступала только по нашим запросам по телеграфу. На визуальных пунктах по совместительству работали надсмотрщики телеграфных линий, не имеющих никакой подготовки по метеорологии. Поэтому информация о погоде от них вызывала порой недоумение: «Низкая осадка, плохая видимость, идет мелкий ситник, погода пуржит, на деревьях куржак». Приходилось вылетать и консультировать по наблюдениям за атмосферными явлениями. Тем более, что часто информацию подавали не сами наблюдатель, а кто-либо из их семьи. Они же находились на исправлении телеграфной линии.

Так мы проработали до ноября 1940 г., когда нас перевели в Омск, в связи с реорганизацией управления. Работать в Омском управлении пришлось недолго, началась Великая Отечественная война. С первых дней войны были мобилизованы все мужчины, работавшие на АМСГ. И мне (Поповой З.К.) приказано в июле 1941 года выехать в АМСГ Самарово и приступить работать уже в должности начальника. В августе 1941 года прибыла и Антонина Станиславовна на должность старшего синоптика.

В связи с призывом на фронт, штат АМСГ был оголен до 50%, особенно тяжело было с техниками. Их у нас осталось 3 чел. и 2 синоптика. АМСГ в то время входила в основную опорную сеть с полным объемом метеонаблюдений, шаропилотных основных и для авиации, фенологических наблюдений по агрометеорологии.

С началом войны вся информация стала закрытой (закодированной). И всю эту работу по наблюдениям, обработке и составлению таблиц, а также расшифровка данных для синоптических карт необходимо было обеспечить штатом в 3 чел. Выход из этого положения нашли, двух техников посадили на подготовку синоптических карт, а к старшему технику подключались синоптики (Шумская, Тимченко). Снегосъемки, зарядку газогенератора и водомерные наблюдения проводили все работники АМСГ по очереди в свое свободное время от других работ.

Пополнение штата АМСГ в основном началось в конце 1943 года, что значительно облегчило работу синоптиков. Районы обслуживания полетов самолетами были большими. В таежных районах Ханты-Мансийского округа было много озер, где проводился лов рыбы, а в лесах промыслы пушного зверя. Вывоз всего этого происходил в основном на самолетах легкого парка. Началась работа геологов по разведке ископаемых. Производились аэрофотосъемки районов, где в настоящее время происходит добыча нефти и газа. В летний период много обслуживалось самолетов лесной авиации, производящих патрулирование по обнаружению и ликвидации лесных пожаров.

В ноябре 1943 года, немцами в Обскую губу в районе Тамбея и Се-Яхи, был сброшен военный десант. Началась война и на Севере. Все аэропорты, трассы, а вместе с ними и АМСГ перешли на военное положение. Ответственность за свои прогнозы возросла в несколько раз, т.к. появились тяжелые самолеты, не приспособленные к полетам в условиях севера. В марте 1944 г. Всех синоптиков с трассы срочно отозвали в Омск на курсы обучения новым методам прогнозирования. Зимнюю навигацию приказано было закончить начальнику АМСГ Салехард Перцевой В.Г. и мне. Но она тоже вылетела в Омск вместе со всеми синоптиками. И синоптическое обслуживание полетов самолетов пришлось принять мне одной. Я вылетела в Салехард и оттуда вела обслуживание всей трассы и Заполярья. Военные действия на Севере закончились в конце апреля 1944 года.

Летом 1944 года на АМСГ планировалось открытие пункта радиозондирования. Но необходимо было построить новое водохранилище. Аэропорт поставил нам только столбы и стропила под крышу. А обивку стен тесом и штукатурку мы произвели своими силами. Было тяжело, коллектив в основном женский, но за месяц построили нашу водородку.

Незадача у нас первое время получалась с радиозондированием. Сигналы прекращались в первые же минуты, хотя на земле сигналы были слышны хорошо. И только с получением новой партии радиозондов было начато радиозондирование. Оказалось, что первая партия имела брак передатчиков. Закончилась война, но выехать с Севера нам разрешили только в 1948 году.

И все же работа синоптиком и особенно ПМСГ осталось самой запоминающей для меня. Здесь я впервые поняла, как необходима наша служба для летного состава и для многих, многих народнохозяйственных организаций.

Гидропорт (аэропорта) Самарово, в котором размещалось АМСГ
Гидропорт (аэропорта) Самарово, в котором размещалось АМСГ

Аэропорт тех лет представлял собой в зимнее время подготовленную площадку для взлета и посадки ВС на левом берегу Иртыша, а в летнее время гидросамолеты производили полеты прямо с акватории реки Иртыш.

Метеоплощадка в аэропорту г. Сургут 1943 г.
Метеоплощадка в аэропорту г. Сургут 1943 г.