Местоположение определено правильно? Да Нет, выбрать другой город
Данные на 0:51 24.11.2017
0 °C
Ясно
2
м/с,  ЮЗ
61
%
762
мм рт. ст.
Данных нет
Прогнозы рассчитаны по автоматизированной технологии Гидрометцентра России без контроля синоптиком.
Карта опасных явлений

О службе

Уровень воды в озере Байкал
Проект «Открытая служба»
Предложения, замечания и отзывы о нашей работе
Федеральные целевые программы
Перечни правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащие обязательные требования
План деятельности Росгидромета
Общественный совет

Северное УГМС в период Великой Отечественной войны

Материал представлен Северным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

С началом Великой Отечественной войны Северное УГМС (в то время — Архангельское УГМС) было реорганизовано в Управление гидрометслужбы Архангельского военного округа. Перед управлением встала задача гидрометобслуживания сухопутных и военно-воздушных частей и Беломорской военной флотилии. В связи с преобладанием работы по обслуживанию флотилии в 1942 г. в составе управления была организована Беломорская научно-исследовательская гидрометобсерватория, а в 1944 г. и управление было реорганизована в Управление гидрометслужбы Беломорской военной флотилии.

Обсуждение положения атмосферных фронтов проводит  начальник Управления Гидрометслужбы БВФ М.И. Басс.
Обсуждение положения атмосферных фронтов проводит начальник Управления Гидрометслужбы БВФ М.И. Басс.

Многие сотрудники управления-мужчины были призваны в действующую армию, их заменили женщины и подростки. В 1941 г. было призвано 149 человек, а всего за период войны — 303 человека.

Курсы переподготовки радистов, Архангельск, 1941.
Курсы переподготовки радистов, Архангельск, 1941.

С началом войны резко осложнилась работа синоптиков. Германия и её союзники прекратили передачи по радио сведений о погоде, а линия фронта отодвигалась на восток. В этой связи прекращали работу советские метеостанции на оккупированной территории. Синоптики были вынуждены составлять прогнозы погоды по карте, на которой отсутствовала метеоинформация от Великобритании до линии фронта.

Обрезанная карта от 30 августа 1941 г. (из архива ВНИИГМИ-МЦД).
Обрезанная карта от 30 августа 1941 г. (из архива ВНИИГМИ-МЦД).

На севере финские и немецкие войска заняли часть Карелии и перерезали железную дорогу Ленинград — Мурманск. Действовавшие на советской территории гидрометстанции оказались отрезанными от своего руководящего центра — Ленинградского управления гидрометслужбы. Руководство этой сетью принял на себя начальник гидрометстанции Кемь-порт Архангельского УГМС Г.Я.Опушнев. Он собрал и сохранил приборы и оборудование эвакуированных станций и организовал работу действовавших станций. При этом сама станция Кемь-порт часто подвергалась налётам вражеской авиации, но продолжала чётко работать. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 г. Геннадий Яковлевич Опушнев был награжден медалью «За трудовую доблесть».

С образованием Беломорской гидрометобсерватории активизировалась работа по обработке накопленной информации по северным морям и составлению пособий и справочников для военного флота. Так составлялись ежемесячные гидрометеорологические карты Белого моря и юго-восточной части Баренцева моря. Был подготовлен «Временный гидрологический атлас юго-восточной части Баренцева моря». В 1944 г. специалисты обсерватории выполнили 18 научно-исследовательских тем, вели экспедиционные работы в открытом море и в устьях северных рек.

Сотрудники Беломорской Морской обсерватории.
Сотрудники Беломорской Морской обсерватории.

С началом войны возросла роль Архангельского порта, уже 31 августа 1941 г. в Архангельск прибыл первый конвой из Англии с военными грузами под названием «Дервиш». С наступлением зимы возросли трудности проводки конвоев через Белое море из-за льдов. При штабе Беломорской флотилии была создана ледовая служба. Информация о морских льдах поступала из различных источников: с береговых гидрометстанций и постов, постов службы наблюдения и связи флотилии, попутные судовые наблюдения, авиационные разведки льдов. Основной упор был сделан на ледовую разведку. Всего за 1942-1945 гг. было выполнено 255 авиаразведок льдов Белого моря. Данные ледовых авианаблюдений оперативно обрабатывались и передавались в штаб Беломорской военной флотилии и непосредственно на суда. Причем на суда давалась не только ледовая информация, но и рекомендованные курсы следования.

Значительную трудность в подаче грузов из морского порта на железную дорогу в Архангельске в зимний период вызывало отсутствие мостов через реку Северная Двина. Это вызывало необходимость создавать ледовые переправы не только для автомобильного и гужевого транспорта, но и для железнодорожного транспорта. Работа по наведению ледовых переправ велась под контролем уполномоченного Государственного Комитета Обороны И.Д.Папанина. Научное обеспечение строительства переправ осуществлялось видными учеными и специалистами — профессором Н.Н.Зубовым, гидрологами М.М.Сомовым и Т.Н.Марютиным, специалистом по портовым изысканиям Г.Я.Наливайко. 

И.Д. Папанин
И.Д. Папанин
М.М. Сомов
М.М. Сомов
Н.Н. Зубов
Н.Н. Зубов
Г.Я. Наливайко
Г.Я. Наливайко

Было создано специальное Управление ледовых переправ. Места для строительства переправ были выбраны по рекомендациям Управления гидрометслужбы. Специалисты гидрометслужбы провели гидрологические исследования, в том числе температурные съемки воды, промеры льда, испытания его на прочность. Это была важная и ответственная работа, которая имела решающее значение не столько в строительстве, сколько в дальнейшей эксплуатации переправ. Самоотверженно трудились на обслуживании ледовых трасс на Северной Двине гидрологи Северодвинской устьевой станции Н.И.Косягин, В.М.Калинин и другие. Они осуществляли ежедневный контроль за толщиной льда, скоростью намерзания, регулярно определяли предельно-допустимые нагрузки на лёд. В районе железнодорожной переправы прямо на льду проводились метеорологические наблюдения на специально организованной метеоплощадке.

Сложная военная обстановка в 1942-1943 гг. потребовала срочного сбора сведений о водных прифронтовых рубежах обороны: реках, озерах, болотах. В конце 1942 г. Государственный гидрологический институт разработал необходимые наставления и методические указания. Гидрологи Севера сразу начали готовиться к гидрографическим рекогносцировочным обследованиям: распределяли объекты исследований, обрабатывали картографический материал, изучали литературные и архивные источники. После такой основательной подготовки приступили к экспедиционным работам. Во время экспедиций проводились промеры и описания водных объектов, выявлялись и обмеривались мосты, паромные и лодочные переправы, плотины и броды. Полевые отряды собирали сведения об особенностях водного и ледового режима, опасных гидрологических явлениях, проводили оценку вероятных последствий разрушения гидротехнических сооружений. Для этих работ было создано 17 гидрологических отрядов. Отряд обычно состоял из двух человек: гидролога и рабочего. Гидрологами были инженеры и техники управления гидрометслужбы или начальники гидрометеорологических станций. В этих работах активное участие принимали В.Ф.Гашева, А.И.Фролова, В.Г.Булат, И.М.Жила, Н.П.Пальников, П.И.Желудков и другие. Руководил всеми работами начальник отдела гидрологии управления И.И.Царёв. Гидрологи обследовали 45 рек общей протяженностью 8,6 тыс. км. Все материалы полевых исследований после обработки передавались в штаб военного округа.

Сотрудники УГМС БВФ, декабрь 1945 г.
Сотрудники УГМС БВФ, декабрь 1945 г.

Вклад гидрометеорологов Севера в общее дело победы в Великой Отечественной войне отмечен правительственными наградами. Многие гидрометеорологи были награждены медалями «За оборону Советского Заполярья» и " За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Ю.Н. Катин - начальник ОФД и НТИ Северного УГМС.